Стрельникова Елена
Конспект музыкального занятия «Музыкальные шедевры. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ
в рамках программы «Музыкальные шедевры»
опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Цель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
познакомить детей с музыкальным жанром «опера» на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
• способствовать развитию музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при слушании классической музыки
• познакомить с содержанием, главными персонажами, основными темами оперы «Руслан и Людмила»,
• учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, давать им словесные характеристики,
• самостоятельно передавать в движениях характер, настроение музыки,
• развивать творческую фантазию и воображение.
Музыкальный материал :
1) "Море" (вступление ко 2-му действию,
2) «Полёт шмеля»,
3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).
Художественное оформление:
презентация, иллюстрации сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Ход занятия:
Дети входят под музыку в зал, приветствуют всех присутствующих.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о театре, и совершим удивительное путешествие в музыкальную страну под названием «опера».
Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы знаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого Театра
Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?
Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.
Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.
Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).
Мы с вами попали в музыкальный театр, и сегодня здесь мы познакомимся с оперой великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
А вы помните, что такое опера?
Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.
Ребята, а любите ли вы сказки?
Какие русские сказки вы знаете?
Кто сочиняет сказки?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?
- В Сказке о царе Салтане"
Кто написал эту сказку? Александр Сергеевич Пушкин
На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н. А. Римский-Корсаков. Он написал оперы : "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.
Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….
- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку».
А дальше по приказу царя.
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан -
Так велел - де царь Салтан».
Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию).
Какое море изобразил композитор?
- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.
Кто исполняет?
- Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)
Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.
Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»
Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».
Как звучала музыка, какая она?
- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.
- Быстрая или медленная?
- Очень быстрая, стремительная.
- Музыка грустная или радостная?
- Радостная.
Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.
Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.
Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.
Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.
Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку : слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.
А я вам напомню, как А. С. Пушкин рассказывает свою сказку :
«. Остров на море лежит.
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:.
Есть там белка, что при всех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет,
При честном, при всем народе
«Во саду ли, огороде»
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутится на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, .
А во лбу звезда горит.».
Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?
- Сказочная, праздничная.
Какое чудо было первым? – Белка
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Легко, весело, игриво.
На какой жанр похожа: песню, танец или марш?
- На песню и танец.
Белочка напевает свою песенку и легко танцует.
Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?
-Наверху.
Какой представляется белочка?
-Маленькой, грациозной.
Какое чудо было вторым?
- 33 богатыря.
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.
Какой жанр?
- Марш.
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.
Какими представляются богатыри?
-Мужественными, могучими, сильными.
Какое 3-е чудо?
- Царевна - Лебедь.
Какая музыка?
-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.
Жанр?
- Песенная.
Какой образ предстает перед вами?
-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.
Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисойи своим сыном Гвидоном.
На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.
Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
(ответы детей).
Кто автор сказки?
(ответы детей).
Кто автор оперы?
(ответы детей).
Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания