Елена Боброва
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Как Зимушка-Зима свои звуки потеряла»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной деятельнос
ти:[/b]
Цель: Формирование чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.
Задачи:
1)Обучающие:
- Формировать чувство ритма через речь, движение, свободную импровизацию, т. е. через элементарное музицирование;
- Развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах через специфику звучания зимней природы с помощью игры на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Как Зимушка-Зима свои звуки потеряла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
2) Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально- эстетический вкус средствами музыки;
- Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их;
- Способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
3)Развивающие:
- Развивать чувство ритма, координацию движений;
- Развивать чувство ансамблевой игры;
- Развивать творческое мышление, фантазию.
Планируемые результаты, новизна, практическая значимость.
НОД, организованная в виде поиска музыкальных звуков Зимы, с доминирующим направлением развития музыкально – ритмических способностей воспитанников, направлена на развитие интереса у детей к музыкально-художественной деятельности, эмоциональной отзывчивости, через сюжетную линию.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Используемое занятие выстроено в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых музыкальных задач. В разработанном занятии были перенесены акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Используемый материал: проектор, экран, ноутбук, музыкальные инструменты: металлофон 3 шт., трещётка 2 шт., маракасы 3шт., шкатулка, гелиевые и воздушные шары белого цвета, одноразовые стаканчики по количеству детей.
Предварительная работа: Разучивание «Песенка-приветствие», разучивание игры «Беру – отдаю», знакомство с ритма-схемами.
Дети заходят в музыкальный зал под музыку
(Звучит песня «Русская зима» муз. и слова Л. Олиферова)
Муз. рук: Приветствует детей попевкой «Здравствуйте, ребята»
Муз. рук: Ну, здравствуйте, ребята!
Дети: Здрав- ствуй-те! (сопровождают пение ритмическими хлопками в ладоши)
Муз. рук: Как ваше настроение?
Дети: Очень хорошо! (сопровождают пение ритмическими шлепками по коленям)
Муз. рук: Мы будем заниматься?
Дети: Да-да-да! (сопровождают пение топаньем ногами под ритм слогов)
Муз. рук: Мы будем все стараться?
Дети: Так же, как всегда. (сопровождают пение ритмическими хлопками в ладоши).
Муз. рук. : Я рада видеть вас ребята у себя в музыкальном зале. Как сегодня морозно и свежо на улице, правда, ребята?
Ответы детей:….
Муз. рук. : Какая хорошая зимняя погода. Посмотрите,
как интересная зимняя картина в нашем зале, а музыка какая красивая, завораживающая. Просто зимняя сказка! (муз. руководитель обращает внимание детей на экран)
(Дети с музыкальным руководителем разглядывают зимнюю картину на экране и слушают фрагмент произведения, звучит красивая зимняя музыка, и вдруг наступает тишина.)
Муз. рук. : Ребята, что же это произошло, куда же пропали эти красивые звуки?
Ответы детей …
(Раздаётся звонок, как будто звонят по видео связи.)
Музыкальный руководитель:
Ребята, кто это нам может звонить, да ещё и во время нашего занятия?
Наверное, что-то очень срочное и важное. Нужно ответить на звонок.
(На экране появляется Зимушка-Зима в снежном лесу)
Зимушка-Зима:
«Здравствуйте, я попала в детский сад?»
Ответ детей: .…
Зимушка-Зима: Ой, как замечательно!
Ребята, я Зимушка - Зима, в лесу сейчас так холодно ни звука не слыхать, В лесу совсем стало тихо и скучно, без музыки совсем нет радости. Я слышала, что в вашей группе самые музыкальные, умные ребята, вы сможете помочь мне вернуть звуки Зимы?
Муз. рук. : Ребята, ну что же, поможем Зимушке-Зиме отыскать и вернуть красоту зимних звуков?
Ответы детей:….
Муз. рук. : Не волнуйся Зимушка-Зима, наши ребята обязательно помогут тебе и все звуки найдут.
Вот только как же нам их отыскать? Ребята?
Ответы детей: …
Муз. рук. : Я думаю, что нужно отправится на поиски звуков Зимы. Согласны, ребята? (Ответы детей) .А пойдем мы по тропинке, выпрямляем наши спинки.
Скрипит под ногами тихо снежок,
Бежим на носочках, не отставай, дружок!
Кругом много снега, сугробы лежат.
Чтобы не провалиться делай шире шаг.
Чтоб согрелись наши ножки, мы поскачем по дорожке.
Мы с вами шли, шли, шли и в волшебный лес пришли. - дети выполняют движения по тексту, звучит музыка «Попрыгаем, побегаем» С. Соснина
Звучит «Немецкая народная мелодия»
«Поскоки» Т. Ломовая
Звучит волшебная музыка
(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на стол с музыкальными инструментами)
Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, такие необычные музыкальные инструменты, вы знаете, что это за инструменты?
Ответы детей: …
Муз. руководитель: Давайте их рассмотрим и подумаем, какие зимние звуки можно озвучить с помощью этих необычных музыкальных инструментов.
(Дети рассматривают музыкальные инструменты и рассуждают какие зимние звуки похожи на звучание этих инструментов)
Муз. рук. : Скажите, какие звуки можно услышать зимой?
Ответы детей:….
(Ребята называют звуки: хруст снега, вой ветра, треск сучьев.)
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю на этих музыкальных инструментах поиграть. Выбирайте инструмент который вам больше всего понравился, а еще давайте придумаем им название.
(Дети должны придумать название нетрадиционным инструментам, музыкальный руководитель спрашивает детей, как они назвали инструменты.)
Муз. рук. : Молодцы ребята, очень интересные названия теперь есть у этих инструментов. А теперь послушайте одно зимнее стихотворение.
(Музыкальный руководитель читает детям стихотворение)
Муз. рук. : Ребята, а давайте попробуем украсить это зимнее стихотворение нашими необычными музыкальными инструментами? Каждый из вас выберет себе понравившийся ему музыкальный инструмент и мы будем озвучивать с вами строчки из этого стихотворения. Я буду читать строчку, а вы подумаете, какой инструмент может подойти по смыслу к этим строчкам и сыграете на нём. (Дети должны озвучить стихотворение с помощью музыкальных инструментов) На фоне стихотворения, тихо звучит фоновая музыка. (К. Дебюсси «Снег танцует»)
Автор: Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором, (маракасы)
Не с гор побежали ручьи (металофон)
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. (мешочек с крахмалом)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли, (
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает, (
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Муз. рук. : Как здорово у нас получилось! Мне очень понравилось наше стихотворение. Идем дальше ребята, а как мы будем с вами идти подскажем музыка.
(Дети идут друг за другом, слушая музыку, под музыку придумывают и имитируют движения соответствующие характеру музыки.)
1. Крадущийся шаг Под музыку Э. Григ «В пещере горного короля»
2. Подскоки под польку Ладушки И. Каплунова «Полька ля мажор»
3. Спокойный шаг Ф. Шуберт «Колыбельная»
Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на шкатулку)
Посмотрите, ребята, нашем пути оказалась красивая шкатулка. Давайте заглянем в неё.
(Музыкальный руководитель открывает шкатулку вместе с детьми и находит там пластиковые белые стаканчики.)
Муз. рук. : Ребята, как вы думаете, с помощью этих стаканчиков мы могли бы издавать какие-нибудь звуки зимы?
Ответы детей:….
Муз. рук. : А я предлагаю сейчас сесть нам с вами всем в круг и попробовать сыграть в уже знакомую вам игру «Беру-отдаю»
Дети выполняют задание.
Муз. рук. : А чтобы у нас с вами получилась зимняя игра, предлагаю нам также передавать наш ритм, но исполнить при этом всем знакомую песенку «В лесу родилась ёлочка»
(Игра «Беру отдаю с пением песни)
«Озвучивание песенки «В лесу родилась ёлочка» с помощью пластиковых стаканчиков.
Муз. рук. : Какая прекрасная песня у нас с вами получилась. Молодцы, ребята.
Пока с вами мы гуляли, зимние звуки искали, я совсем уже замерзла, а вам не холодно ребята?
Ответы детей:….
Муз. рук. : Я предлагаю нам с вами согреться. Давайте встанем в круг и повернемся направо друг за другом. Мы с вами будем делать своему соседу согревающий массаж. Вы знаете, что такое массаж?
Ответы детей:…
Муз. рук. : А что значит согревающий?
Ответы детей: …
Муз. рук. : Правильно! Давайте начинать. Слушайте внимательно.
«Самомассаж «Зима»
Мы погреемся немножко - растирают руками туловище
Мы попрыгаем на ножках -прыгают на 2-х ногах
А мороз сильней-сильней! - указательными пальцами нажимать точки - у рта в местах соединения губ
Ну-ка, ушки разогрей! -растирать за ушами: “примазывать уши, --- - чтобы не отклеились)
А теперь потрем ладошки - трут ладони
И потопаем немножко - топают
Повернемся друг за другом - поворачиваются направо друг за другом
И погреем спинку другу -трут ладошками спину впереди стоящего
Постучим по ней слегка- -лёгкие шлепки ладонями по спине впереди
- стоящего
И пощиплем за бока -легкие пощипывания, впереди стоящего за - бока
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос! -слегка подергать кончик носа
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь! -указательным пальцем массировать точку под носом
Муз. рук. : Вот как хорошо разогрелись, вы согрелись ребята? Можем отправляться дальше?
Ответы детей: …
Муз. рук. : Ребята, посмотрите, на нашем пути сугроб снежный появился, какой большой и интересный, поглядите, да он кажется шевелится, интересно, что под ним?
Ответы детей: ….
(Дети вместе с музыкальным руководителем поднимают белое покрывало, а из-под него вылетают белые воздушные шарики.)
Музыкальный руководитель: Да это же белые снежные пушинки, словно белые снежинки, превратимся с ними в снег и закружит нас метель. «Имитация кружения снежинок под музыку» (П. И. Чайковский «Рождественская ёлка» балет «Щелкунчик»)
(Дети под музыку имитируют падение, кружение снежинок, подбрасывают вверх шары и ловят, кружатся)
(На экране появляется ритмосхема «Та, ти-ти» в виде ёлочек большая-маленькая)
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что вы видите на экране?
Ответы детей: ….
Музыкальный руководитель: Правильно, это спрятался здесь ритм, предлагаю нам его сыграть, но не просто прохлопать, а сыграть его на наших белых шариках. Садитесь на ковёр, а шарик зажимаем между колен и ладошками прохлопаем ритм, изображенный на картинке.
Прохлапывание ритмосхемы «Ёлочки»
Музыкальный руководитель: Отлично справились, ребята.
(Снова звучит звук видеозвонка, на связь Зимушка - Зима, на фоне красивой зимней музыки.)
Зимушка-Зима: Спасибо Вам, ребята, что вернули все мои зимние звуки, я надеюсь вам было совсем не сложно и даже очень интересно! А вы нашли мои белые снежинки, спрятанные в сугробе? Это моё вам послание, возьмите их с собой в группу и вспоминайте обо мне, а мне пора свой зимний лес разукрашивать зимними узорами. До свидания, ребята.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, ребята, вы смогли вернуть зимушке - зиме ее красивые звуки. Скажите, вам было трудно справляться со всеми заданиями?
Ответы детей….
Музыкальный руководитель: Сейчас я вас попрошу взять по 1 фломастеру и присесть на ковер и посмотреть вот на эти картинки.
(На экране изображены 3 эмоции, (грустный смайлик, радостный и нейтральный)
Я предлагаю нарисовать вам ту картинку, ту мордочку, которая сейчас похожа на ваше настроение, если вам все понравилось, то нарисуйте весёлый смайлик, если не всё понравилось, тогда нарисуйте смайлик без улыбки и без грусти, а если совсем ничего не понравилось, тогда нарисуйте грустный смайлик.
(Дети рисуют смайлики фломастером каждый на своём на своём воздушном шаре.)
Музыкальный руководитель: Покажите пожалуйста мне ваши смайлики
(Дети показывают свои шарики.)
Музыкальный руководитель: Спасибо вам ребята, за старания, за ваше внимание и за помощь мне и Зимушке -зиме отыскать зимние звуки. Мне очень понравилось заниматься сегодня с вами, вы все очень постарались, а сейчас нам пора возвращаться в группу. А эти воздушные шарики вы можете взять с собой, как напоминание о нашем интересном путешествии.
Музыкальный руководитель: Давайте на прощание споем?
Дети поют: Скоро в зал придём опять.
Музыкальный руководитель поёт: Приходите, буду ждать!