Анна Белоусова
Конспект музыкального развлечения «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-познавательное фольклорное развлечение для детей старшего возраста.
Цель: Оптимизация условий для развития у детей музыкального слуха и
фольклорных песенных, творческих способностей.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений, формировать навык игры на ложках.
2. Закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после
Публикация «Конспект музыкального развлечения „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.
3. Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора, учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.
4. Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
5. Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность, активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.
6. Воспитывать у детей культуру поведения, развивать
коммуникативные качества, социальную компетентность.
Действующие лица:
Антошка
Герои сказки «Теремок»
Оборудование:
Фонограммы
Ложки
Теремок
Изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки
Обогащение словаря:
Фольклор, потешки, прибаутки, хоровод, частушки, баклуши, бить баклуши, деревянные ложки, ложкари, лапти, улиточка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство с театром Бибабо.
Демонстрация мультфильма.
Работа над выразительностью.
Ритмические карты, консультации для родителей (Сходить в театр, подготовка участников для сказки «Теремок».
Материал к занятию:
ИКТ: Презентация «Деревянные ложки»
Презентация «Потешки»
Использование фонограмм :
Р. н. п. «Светит месяц, светит ясный»
Р. н. п. «Каравай»
Е. Железнова «Игра на ложках»
Графические изображения
Декорации, костюмы, атрибуты.
Ход занятия:
Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в зал, становятся полукругом перед экраном.
.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте ребята!
Дети : отвечают.
Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними по - музыкальному
Распевка: Здравствуйте.
Здрав-ствуй-те! (соль, ми, до)
Музыкальный руководитель :
Ребята, а какая музыка звучала, когда вы входили в зал? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу.
Хорводное движение улиточка, завиваем улиточку сами самостоятельно, встаём полукругом.
Давным – давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки. все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
1 ребенок.
На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Без общенья жизни нет.
2 ребенок.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
3 ребенок.
Отдых – это не безделки
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки,
Для друзей и для гостей!
Проходят и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель :
Я сегодня к вам пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Звучит музыка, появляется Антошка.
Входит Антошка (плачет)
Антошка:
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот - для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
Музыкальный руководитель :
Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка:
А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель :
Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка:
А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель :
Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?
Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «Деревянные ложки»
Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик.
Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках- называют ложкари.
Фрагмент игры на ложках. Показ презентации или фонограммы.
Музыкальный руководитель :
Ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.
Ложки бывают разные: большие, маленькие. И звучат как вы думаете? Одинаково? (Правильно по разному) Показываю.
Существует огромное количество приёмов игры на ложках.
Настоящие ложкари держат сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.
Антошка:
Хочу так же. Что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!
Музыкальный руководитель :
Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?
Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Указательный пальчик вставим в ложку. Проверяем, ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Вы умеете считать?
Графическое изображение.
Ритмическое упражнение
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)
Антошка:
Ой как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Музыкальный руководитель :
Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.
(играет и поет не ритмично, невпопад)
Музыкальный руководитель :
Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться,
Антошка:
Ой, как здорово!
Как настоящие музыканты! Значит мы готовы показать первый концерт?
Музыкальный руководитель :
Ребята, правда здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?
Игра на ложках.
Музыкальный руководитель : Молодцы!
Кто очень старается, у того и чудеса получаются.
Посиделки продолжаются- потешки начинаются
Презентация «Потешки»
Игра «Каравай»
– сказки начинаются.
А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.
*Вымолвил словечко
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне
И за что не знаю
Повезло лентяю. (По щучьему веленью)
*Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) .
*Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множества жильцов. (Теремок).
Ребята, а нам знакома эта сказка?
Сколько в ней героев?
Давайте назовём.
Какой герой вам больше понравился и запомнился?
Давайте послушаем, как нам споёт Арина тему Лисы.
Давайте все вместе споём заключительную песенку
Всех зверей и лисы.
Про «Теремок»
А раз все мы подружились в пляс, мы все пустились.
Танец «Кадриль»
Антошка:
Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, песни пели сказки показали, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Музыкальный руководитель :
Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?
Антошка:
Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
Проводиться игра «Найди Ложку»
Музыкальный руководитель :
Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.
За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.
Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.
Музыкальный руководитель :
За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете, и я вам подробно о них расскажу, играть на них научу.
«До свиданья, до свиданья,
До свиданья!»- говорим.
И еще разок, пожалуй,
С вами встретиться хотим!
Топающим шагом, змейкой уходят из зала.