Марина Цырульник
Конспект НОД «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские посиделки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №68
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОНСПЕКТ
Непрерывной образовательной деятельности
Приобщение детей к истокам народной культуры.
Образовательная область: Познание.
Тема: «Русские посиделки»
С использованием педагогических технологий: информационно-коммуникативных; личностно-ориентированных; проблемно –игровых.
Автор:
воспитатель
1 квалификационной категории
М. В. Цырульник.
Санкт –Петербург
2018г.
Публикация «Конспект НОД „Русские посиделки“» размещена в разделах
Цель: Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о быте и некоторых традициях русской деревни.
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
-вызвать интерес к русской культуре, способствовать развитию познавательной мотивации;
-способствовать расширению представлений детей об основных деталях народного костюма.
- формировать познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев, зерна, муки; при изготовлении теста;
-развивать воображение, творческую активность.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-расширять представления о малых народных формах;
-развивать предпосылки ценностно –смыслового восприятия и понимания народных песен;
-поощрять эмоциональный отклик.
Образовательная область: «Речевое развитие»
-развивать связную речь, побуждая детей высказывать свои суждения, делать предположения, отвечать на вопросы полными предложениями; высказывая мысль до конца;
-развивать детское словотворчество;
Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»
-воспитывать чувство гордости за свою Родину, воспитывать желание изучать историю и традиции своего народа;
Образовательная область «Физическое развитие»
-развивать мелкую моторику рук;
-расширять двигательный опыт, координацию движений, мягкие прыжки, плавные повороты;
Предварительная работа:
-познавательные вечера «Лучинушка», «Загадушка-отгадушка»;
-беседы с детьми о труде ;
-чтение стихов о русской деревне, сказок, заучивание пословиц и поговорок;
-знакомство детей с интересными фактами из истории русского костюма;
-рассматривание тематических альбомов, просмотр слайдов и иллюстраций, мультфильмов;
- «Стол удивлений» - проращивание овощных культур;
-мастер классы по работе с тестом к традиционным праздникам;
-совместные выставки работ взрослых и детей на фольклорные темы;
-составление коллажа "Берегите хлеб!"
-разучивание народных игр с движением.
Словарная работа: активизация словаря: лапоть, изба, кокошник;
обогащение словаря: картуз, сруб, ухват.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал старинная одежда и посуда, предметы быта, макеты животных, зеленая изгородь, длинная русская лавка, сапог, самовар, домовенок.
Раздаточный: посуда для замеса-плошки, деревянные ложки, разовые перчатки, ингредиенты для сдобного теста (яйца, мука, дрожжи, молоко, масло).
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, чтение стихов, пословиц, загадок, беседа, придумывание рифм.
Наглядные: показ предметов, рассматривание, показ образца, использование картинок, реквизита «старинная изба».
Практические: лепка из соленого теста,, исследование зерен ржи, совместные действия ребенка и взрослого.
Игровые: подвижные игры, игры-забавы, дидактические игры, игровые ситуации.
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.
План
1. Часть Начало занятия. Проблемная ситуация.
Хоровод за околицей, появление Марьи, перемещение во времени на 100 лет назад.
2. Основная часть.
Рассматривание улицы русской деревни (диалог –рассуждение о старинном костюме).
Веселое прохождение ворот тетушки Меланьи (пословицы).
Знакомство с убранством старинной горницы –печь, Красный угол, колыбель (загадки, сказка, сюрприз-домовой, детские суждения). Исполнение колыбельных.
3. Практическая часть. Замес теста.
4. Завершение. Рефлексия.
Вынос каравая, народный оркестр.
Ход деятельности
Проблемная ситуация
Появление персонажа Марьи Маревны.
Фонограмма. Собирайся народ в большой хоровод.
Марья – Маревна:
Как в весенний день гости съехались
Да как в теплый день, самый красочный.
(вариант -да в дождливый день, но все ж радостный
Хоть и ветреный, все же радостный)
Сколько песен здесь, сколько шуток здесь,
Сколько радости самой праздничной!
Растворитесь вширь двери светлые,
Разбегитесь ввысь наши лестницы,
Встречи приятней и радостней нет
Всем вам мой низкий поклон и привет!
Я –Марья Маревна из русской деревни, что стояла здесь лет сто назад (10 раз по столько-две руки). Решила научиться печь настоящий каравай, да страшно одной.
Будете моими помощниками?
Тогда надо обернуться красными девицами да добрыми молодцами какие были на Руси давным- давно! Согласны?
Глаза закрывай…
На сто лет назад
в русскую деревню попадай!
Девицы -девицы, а что это на вас надето? (народный костюм)
А что за убор на голове? (кокошник)-…
А почему так называется? На что похоже слово? «Кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Удобно в нем работать? Не очень. Кокошник носили женщины по праздникам.
Как называется ваше платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха, Руб –это отрез ткани)
Молодцы –молодцы, а вы как нарядились?
Как называется рубаха? (Косоворотка) Почему так называется? (косой, сбоку, а не прямой ворот) А знаете для чего застежка не посередине? (Чтобы крестик нательный не выпадал во время работы).
Посмотрите какая у нас красивая деревня –что мы тут видим?
(колодец с чистой водой,
Мельница (для чего она,
широкая улица, по обе стороны дома всего в 1 этаж. Как дома назывались?
В каких сказках про дома пишут? (заюшкина избушка, терем-теремок) ни одна книжка русских сказок не обходится без рисунка дома. А почему избу срубами, почему?
потому что их рубили топором.
Через дорогу важно переходят гуси и утки, домашние животные во дворах, слышен лай собак а вот и дом тетушки Меланьи, что любит гостей встречать-привечать, да новому научать.
Как нам зайти? Дверного звонка нет (постучать)
Тетушка Меланья: Поклон вам, люди добрые!
Сколько гостей у меня за околицей…И все из нашей деревни?
А ну-ка проверю…наши –то деревенские много пословиц знают
Дети говорят пословицы.
Тетушка Меланья: А теперь я скажу, а вы продолжайте:
ДИ «Закончи пословицу» :
Труд человека кормит, а лень….портит
Вся семья вместе и…душа на месте
Баба с возу…кобыле легче
Работа не волк-…в лес не убежит
Где родился там и ….пригодился
Хлеб – батюшка, вода –…. матушка
Меланья. Таких смышленых я не видывала
Тогда приглашаю в горницу, да я без дела не сижу, помогать будете?
Дети знакомятся с горницей, тетушка Меланья дает поручения:
Не стой и не грусти-пора пол подмести!
Вот дело для мальчишеских плеч-пора уж затопить печь!
И вы, девицы, не зевайте-скорее пыль в избе вытирайте!
Тебе, милая, петь, а не плясать и в люльке дитятку качать!
Меланья: Чисто в горнице, спасибо, помощники!
Потрудились ладкОм, садитесь рядком!
Стук, грохот…
Домовенок из-за печки (МВ)- А знаете кто я? От слова Дом и мое имя-Домовой.
Мне нравится когда дома чисто, когда все живут мирно, не ссорятся –а вы как живете?
А у вас как дома? И одежду аккуратное складываете? А когда – нибудь искали свои вещи? Это я прятал! Я бы с вами поиграл, но я маленький такой…
Марья –не кручинься, Домовой, мы пальчиками с тобой поиграем!
Пальчиковая зарядка «Бояре, мы к вам в гости пришли»
Марья Нравится вам горница? А хотите загадки про то, что здесь видите?
Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – потом отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
Меланья – Работа для ухвата важная –достать еду, да на стол поставить, чтобы хозяйка рук не обожгла. Кто хочет попробовать и ухват в руках подержать?
Действие-1-2 ребенка.
Марья: Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (Сундук).
Меланья –сундук у меня росписан городецкой росписью –а у вас какая роспись на ваших придуманных сундуках?
Марья У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Меланья – Само- вар что он делает?. (дети) Сам варит! Правильно –в нем могли быть дрова, керосин, чтобы вода нагревалась и был готов чай на всю семью. Для чего нужен был сапог?
Экспериментирование «Что общего между сапогом и самоваром?»
Физкультминутка Народная игра «Горелки»
Марья: И еще одна загадка!
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
У Федоры – теплота. (Печь)
Меланья -Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь обогревала избу, на ней сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, на ней спали, в ней готовили еду себе и домашним животным. А еще - в ней пекли хлеб!
Марья. Мы совсем забыли! Мы ж с тем и пришли к тебе тетушка Меланья-научиться хлеб печь!
Меланья с детьми заводит тесто.
Примерные вопросы:
Расскажи, что мы берем…
Расскажи, как будешь делать…
Для кого печешь…
О ком думаешь…
Что будет, когда мы сделаем это.
Меланья Какое тесто завели, сколько ему добрых слов наговорили, будет пыщная стряпня!
Все вместе ставят в печь хлеб.
Меланья Будет хлеб – будет и ….песня
Дети поют частушки
Играют на шумовых инструментах.
Меланья –как вкусно пахнет хлебушек, видно испекся уже!
Обносит хлеб, детям дает понюхать.
Марья Хлебушку поклонимся и прославим добрым словом
Ребенок читает стихи о хлебе.
Меланья -Вижу из окна, что гости у порога!
Марья Покружились- покружились
в детский сад воротились.
Пора гостей встречать
Караваем угощать!
Под русскую народную музыку Меланья и дети выносят каравай и угощают гостей.
Рефлексия
Понравились вам стародавние времена?
Что узнали нового?
О чем еще хотели бы услышать?
Чему научиться еще?
Во что поиграть?