Наталья Попонова
Конспект занятия «Музыкальная лаборатория» для детей 5–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная лаборатория
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико – социального сопровождения детей» г. Балаково
на тему: «Музыкальная лаборатория»
Приоритетная образовательная область:
«Художественно-эстетическое развитие»
с детьми 5- 8лет
2023 г.
Тема: «Музыкальная лаборатория»
Возрастная группа:8-10 лет
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Публикация «Конспект занятия „Музыкальная лаборатория“ для детей 5–8 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция областей: «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие».
Средства:
• наглядные: металлические крышка и ложка, деревянные ложки, пластиковые стаканы, чистые листы А4, расчески, салфетки, бумажные стаканчики, ленточки, пластиковые контейнеры, канцелярские резинки, стеклянные бокалы, поднос, макеты нот;
• оборудование: компьютер, проектор, 4 письменных стола. Методические приемы:
Игра, игра на шумовых инструментах (самодельных, беседа-диалог, показ слайдов, художественное слово, объяснение, сюрпризный момент, анализ, подведение итогов.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умению экспериментировать со звуком.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• расширить знания детей о свойствах звука;
• совершенствовать музыкально-ритмические навыки.
2. Развивающие задачи:
Развить:
• навыки игры на шумовых инструментах (самодельных) в соответствии с характером мелодии;
• умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений;
• чувство ритма и темпа движений,
• навык пространственной ориентации;
• эмоциональную двигательную активность;
• навыки наблюдения;
• мелкую моторику.
3. Речевые задачи:
• развить связную речь, словесно-логическое мышление,
• продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли;
• отвечать на вопросы полным ответом.
4. Воспитательные задачи:
• привить любовь к экспериментальной музыкальной деятельности;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
Мамкаев Багдан-
Ход занятий
Музыкальный руководитель встречает детей у входа в музыкальный зал, приветствует каждого ребёнка.
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята!
Предлагаю, в начале занятия, поделится своим настроением. Выберите ноту, которая отражает ваше настроение, и поставьте её на нотный стан. В конце занятия мы посмотрим изменилось ваше настроение или нет.
Давайте знакомиться. Я профессор музыкальных наук. Вы находитесь в моей лаборатории, но не в обычной, а в музыкальной.
Предлагаю поздороваться музыкально.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
Скажите, ребята, кто такие учёные?
Дети: Учёные – это люди, которые занимаются наукой, что-то изучают, экспериментируют…
Муз. рук. : Совершено верно! Как вы считаете, что я изучаю в своей музыкальной лаборатории?
( Подсказка: играю на маракасе и колокольчике)
Ответы детей
Муз. рук. :
Так о чем мы будем говорить на занятии?
Дети: Мы будем говорить о звуках.
Муз. рук. : Ребята, что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы слышим.
Муз. рук. :
Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
Муз. рук. : Правильно. Звук – это то, что мы слышим, воспринимаем на слух.
Звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети: Скучной, неинтересной.
Муз. рук. : Совершенно верно. Благодаря звукам мы полнее и ярче воспринимаем окружающий мир. В своей лаборатории я изучаю свойства звука. Вы хотите принять в этом участие?
Дети: Да.
Муз. рук. : Ребята, у каждого из вас есть листочек с вопросом. Чтобы узнать номер вопроса каждому нужно решить пример, ответ которого будет совпадать с номером вопроса (дети прикрепляют вопросы на доску).
Муз. рук. : На столах у меня приборы помощники. С ними нам будет легче отвечать на вопросы.
Первый вопрос. От чего зависит окраска звука?
Проходим к экспериментальному столу №1
Чтобы ответить на него я предлагаю нам поиграть.
Дидактическая игра «Определи на слух, из чего сделан предмет». (Воспитанники на слух определяют шуршание бумаги, звон стекла, звучание металлических и деревянных предметов).
Мы можем ответить на вопрос «От чего зависит окраска звука?»
Дети: Окраска звука зависит от материала, из которого сделан предмет.
Муз. рук. : Совершенно верно. Любой звук имеет свою окраску. Окраска звука зависит от материала, из которого сделан предмет издающий звук.
(Дети выбирают к вопросу подходящий ответ)
Второй вопрос. Почему всё звучит?
Проходим к экспериментальному столу №2
Предлагаю провести эксперимент с расчёской «Губная гармошка». Приложите к расческе салфетку, поднесите к губам и подуйте на неё. Что вы чувствуете?
Дети: Вибрацию
Муз. рук. : Правильно. Молодцы, ребята! Чтобы услышать звук, какого либо предмета, нужно заставить его вибрировать.
А откуда же берётся голос? Давайте положим руки на шею и произнесем вслух свое имя. Что вы чувствуете?
Дети: Вибрацию
Муз. рук. : Посмотрите ребята на экран. На слизистой оболочке гортани находятся голосовые складки (связки). Когда мы произносим звуки, они начинают вибрировать.
Нам удалось ответить на второй вопрос?
Дети: Да
(Дети выбирают к вопросу подходящий ответ, оставляют ноты на столе)
Третий вопрос. Как появляется громкий и тихий звук?
Проходим к экспериментальному столу №3
Опыт «Появление громкого и тихого звука»
(На столе контейнеры, с одной стороны привязана резинка)
Ребята, что нужно сделать, чтобы появился звук?
(Для примера показываю гитару)
Дети: Натянуть резинку
Муз. рук. : Совершенно верно. Давайте попробуем немного натянуть резинку (работа парами). А если мы сильнее натянем резинку, звук изменится?
Дети: Да, чем сильнее мы натянем резинку, тем громче и звонче будет звук.
Муз. рук. : Верно, звук в зависимости от натяжения может быть громче и тише.
(Дети выбирают к вопросу подходящий ответ)
Предлагаю провести музыкальную паузу. Шумовой оркестр (пластмассовые стаканчики)
Четвёртый вопрос. Как распространяется звук?
Проходим к экспериментальному столу №4
Опыт «Появление звуковой волны»
Ребята, посмотрите внимательно, я опускаю камушек в воду, что вы видите на поверхности?
Дети: Волны
Муз. рук. : Правильно. Попробуйте тоже опустить камушки и понаблюдать за волнами. Опуская в воду камушки, мы видим волны, а звуковую волну мы можем увидеть?
Ответы детей
Муз. рук. : Звуковая волна, ребята, невидимая.
Посмотрите на экран. В ухе у нас есть барабанная перепонка.
Когда, проходит звук, что происходит с барабанной перепонкой?
Дети: Барабанная перепонка дрожит.
Муз. рук. : Совершенно верно, барабанная перепонка дрожит, вибрирует. Именно так мы слышим звук.
Давайте проведём ещё один опыт «Распространение звуковой волны по твёрдым телам»
Возьмите стаканчики и потяните ленточку влажной салфеткой. Когда салфетка скользит по ленточке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкий звук. Что вам напоминает этот звук?
Дети: Трение воздушного шарика, «кукарекание» петуха.
Муз. рук. : Что мы можем узнать из этого опыта?
Дети: Мы можем узнать, как передаётся звук.
Муз. рук. : Звук передаётся по воздуху или по твёрдому телу.
Давайте проведём опыт «Телефон», с нашими гостями.
Твердые тела хорошо проводят звук. Принцип действия телефона заключается в том, что звук распространяется по нити. Известно, что у нити лучшая «звукопроводность», чем у воздуха. Звук распространяется направленно, не выходя за пределы нити. Для того чтобы передача звука по нити состоялась, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, нить должна быть натянутой. Во-вторых, натянутая нить не должна ничего касаться. Иначе часть колебаний будет «гаситься» этим предметом и слышимость ухудшится.
Предлагаю взять «телефоны», подойти к гостям и пообщаться с ними.
Проводим опыт с гостями.
(Дети выбирают к вопросу подходящий ответ)
Пятый вопрос. Можно ли изменить высоту звука?
Проходим к экспериментальному столу №5
Однажды в интернете мне попалось видео, где музыкант исполнял музыкальное произведение на обычных стеклянных бокалах. И тогда мне стало интересно, как же получается такой звук? А вам хочется узнать? Давайте посмотрим видео.
Ребята, хотите тоже попробовать сыграть на стеклянных бокалах?
Дети: Да
Муз. рук. : Я прошу вас быть аккуратными, бокалы придерживать за ножку.
(Раздаю бокалы воспитанникам)
Что нужно сделать, чтобы появился звук?
Средним или указательным пальцем правой руки начните вкруговую водить по краю бокала, придерживая другой рукой ножку. Как вы считаете, если налить разное количество воды в бокалы, звук изменится? Давайте попробуем.
Дети: Если в бокалах разное количество воды, звук изменится.
Муз. рук. : Правильно, чем больше воды в бокале, тем звук выше и звонче.
Звучит танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
(Дети играют на бокалах) Ребята, можно ли изменить высоту звука?
Дети: Можно изменить высоту звука.
Муз. рук. : С помощью чего можно изменить высоту звука?
Дети: Высоту звука можно изменить с помощью воды.
(Дети выбирают к вопросу подходящий ответ, оставляют ноты на столе)
Муз. рук. : Ребята, мы ответили на все вопросы. Нам удалось подобрать правильные ответы к вопросам? Как вы считаете, нужно ли нам знать свойства звука? А для чего?
Каждый звук передаёт свою уникальность и любая композиция будет сыграна на высшем уровне. Во время игры на музыкально – шумовых инструментах, зная свойства звука, мы сможем создавать, исполнять красивые музыкальные произведения.
Теперь в моей музыкальной лаборатории полный порядок!
Ребята, перед вами два звонка первый звучит громко и звонко, а второй не издаёт ни какого звука. Если вам понравилось в музыкальной лаборатории, и вы с удовольствием изучали со мной свойства звука, нажмите на 1 звонок, если вы не получили никакого удовольствия и вам многое осталось непонятным нажмите на второй звонок.
Я хочу подарить каждому из вас ноту, которая будет напоминать вам о нашем экспериментальном занятии.
(Благодарю каждого ребенка, за работу на занятии)
Ну что, пора прощаться.
Ребята, выберите ноту, которая отражает ваше настроение после занятия, и повести её на нотный стан.
(Учёт эмоционального состояния на протяжении занятия)
До свидания! Дети под музыку уходят в группу.
Список используемых источников
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., пособие «Неизведанное рядом»
2. Школяр Л. В., «Музыкальное образование в школе», Владос, 2002 г.