Марина Харитонова
Конспект занятия с детьми старшей группы «Путешествие в Город ритмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект (мультимедиа) занятия с детьми старшей группы
по теме «Путешествие в Город ритмов»
Музыкальный руководитель: Харитонова М. С.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: познакомить детей с длительностями – четвертью и восьмой.
Задачи:
• развивать чувство ритма, ритмический слух;
• формировать представления (зрительные, слуховые, двигательные, тактильные) о длительностях;
Публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы „Путешествие в Город ритмов“» размещена в разделах
• учить воспроизводить ритмический рисунок на безвысотных музыкальных инструментах, учить музицировать в ансамбле, воспроизводить ритмический рисунок по партиям;
• развивать память, мышление, двигательные функции;
• обогащать активный словарь детей, развивать речь;
• формировать представление о доброте, отзывчивости и взаимопомощи.
Материалы и оборудование: записи музыкальных произведений, «Волшебная книга с иллюстрациями, карта «Музыкального королевства», шляпы, ободки с хвостиками, музыкальные инструменты, дерево с «музыкальными» конфетами, варежки с изображением четверти и восьмой, канаты для дорожек, «дорожные» знаки, кубики (16 шт.) с двухсторонним изображением: на одной стороне кубика фрагмент изображения курицы или дракона, на другой – фрагмент графического изображения четверти или восьмой, атрибуты «полянки», магнитные доски.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал.
Муз. рук. : здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Подходите к инструменту, поздороваемся, как настоящие музыканты. (Поёт) Здравствуйте, ребята!
Дети (поют): Здравствуйте! (Садятся).
Звучит «Танец феи Драже» (фрагмент) из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Муз. рук. : ребята, слышите сказочную музыку? Это нас снова зовёт волшебная книга! (Подходит к столу, открывает книгу). С её помощью мы сможем перенестись в сказку и побывать в музыкальном королевстве. (Рассматривает вместе с детьми карту). Мы уже побывали с вами в Городе темпов, узнали о городе ритмов и о его жителях – длительностях. (В книге рассматривает с детьми «виды города»).
Муз. рук. : сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с некоторыми жителями Города ритмов. Это длительности, которые называются «четверть» и «восьмая». (Рассматривают «портреты» длительностей).
Как вы думаете, эти длительности отличаются друг от друга характером? (Ответы детей). Какой, по-вашему, характер у четверти? (Важный, серьёзный, уверенный, строгий). Почему вы так думаете? (У четверти важный вид, прямая спина, серьёзное выражение лица, у неё есть шляпа). Правильно подметили, молодцы! А ещё четверть любит маршировать и напевать при этом своё любимое слово «зум» - даже оно звучит как-то строго. В празднике все четверти выстраиваются на городской площади в колонну и маршируют под музыку. Такое движение в Городе ритмов называют равномерным. (Дети рассматривают изображение «четвертей» на площади). Посмотрите, как ровно идут четверти, какие у них прямые спины и как они дружно шагают! Давайте и мы с вами наденем шляпы и попробуем промаршировать так же чётко и равномерно под музыку друг за другом, не забывая произносить на каждый шаг слово «зум». (Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского – дети маршевым шагом идут друг за другом по залу).
Муз. раб. : а теперь попробуйте изобразить равномерные шаги четвертей с помощью музыкальных инструментов. (Дети музицируют под «Марш из Второй симфонии П. Чайковского, затем садятся на свои места).
Муз. раб. : а теперь посмотрим на восьмую. (Показывает изображение длительности). Как выглядит эта длительность? (У неё есть хвостик, она прыгает и улыбается). А какое у неё настроение? (Весёлое, радостное). Верно. Не зря её ещё называют восьмушкой.
- Попробуйте подобрать рифму к слову «восьмушка». (Веселушка, хохотушка, резвушка). Молодцы! Да, эти длительности весёлые и резвые, они любят плясать и у них тоже есть своё любимое слова – «ко». Хотите на музыкальных инструментах изобразить характер восьмой? Тогда приготовьте инструменты, наденьте «хвостики», как у восьмушек, и улыбнитесь. (Дети надевают ободки с «хвостиками», берут музыкальные инструменты, встают полукругом и музицируют под «Детскую польку» П. И. Чайковского).
- Вижу, вы готовы к путешествию в Город ритмов. Попасть туда нам поможет ритмическая считалочка. Приготовьте свои инструменты и будьте внимательны. (Берёт музыкальные «брёвнышки» и произносит считалку):
Раз, два, три – за мной, как эхо, повтори
(Муз. рук. Простукивает, а дети повторяют ритмический рисунок)
Четыре, пять – как эхо повтори опять
(звучит другой ритмический рисунок)
Шесть, семь, восемь – покружиться всех попросим!
(Кружатся)
Девять, десять досчитали – в Город ритмов мы попали!
- Посмотрите, какое интересное дерево растёт в Городе ритмов.
(Дети с муз. рук. Подходят к музыкальному дереву, на котором висят «конфеты»). Ребята, вы должны по очереди дотронуться до музыкальной конфеты – раздастся длинный или короткий звук. Постарайтесь определить, что за длительность прозвучала – четверть или восьмая.
Дети выполняют задание. Развернув «конфету», обнаруживают ноту, на которой изображена прозвучавшая длительность)
- Молодцы! Все хорошо справились с заданием. Можно идти дальше. Смотрите, перед нами две дорожки, а на них какие-то знаки.
Перед детьми выложенные из канатов дорожки, на каждой из них стоит опознавательный знак: на одном знаке изображён домик с шляпой на трубе, на другом – домик с хвостиком на трубе.
- Как вы думаете, что означают эти знаки? (Один знак указывает путь к домику «четверти», другой – путь к домику «восьмой»). Что ж, тогда в путь! Но нам придётся разделиться. Посмотрите на свои ноты – они вам подскажут, по какой дорожке идти. (Дети делятся на две группы в соответствии с изображением на варежке. Звучит «Шарманка» Д. Шостаковича. Одна группа детей идёт ровными и чёткими шагами, другая группа – более мелкими и быстрыми шагами.
Обе дорожки приводят путешественников на полянку). Вот мы и встретились! Давайте поздороваемся. (Дети здороваются в соответствии с характером своей длительности, проявляя творческую активность).
- Посмотрите, кого вы видите на полянке? (Цыплят и динозавриков). А что они делают на полянке? Давайте их соберём! (Дети собирают цыплят и динозавриков, обнаруживают на другой стороне рисунка изображения длительностей: с обратной стороны динозаврика – четвертная длительность, с обратной стороны цыплёнка – восьмая длительность).
- Теперь я понимаю, для чего здесь эта доска, на которой изображены цыплята и динозаврики: их надо заменить изображениями длительностей и узнать какая мелодия здесь зашифрована.
Дети выполняют задание. Затем прохлопывают получившийся ритмический рисунок. При этом восьмушки прохлопывают в ладоши и произносят слово «ко», четверти отмечают хлопком по коленям и словом «зум». Дети определяют, что это ритмический рисунок песни «Два весёлых гуся».
- Давайте попробуем исполнить эту песню на музыкальных инструментах.
Звучит песня «Два весёлых гуся», дети воспроизводят ритмический рисунок с помощью музыкальных инструментов.
- Понравилось вам путешествие в Город ритмов?
- Что за жители живут в этом чудесном городе? Опишите их.
- Чему мы научились у жителей Города ритмов?
- Наше путешествие подошло к концу.
Дети и педагог пропевают друг другу: «До свидания!»