Наталья Ивановна
Конспект мероприятия для родителей второй младшей и средних групп в ДОУ «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение зананий родителей о способах развития связной речи у детей дошкольного возраста
Задачи: 1. Развивать вербальные средства общения.
2. Активизировать комплекс актерских способностей, достижение состояния расскованности, свободы
Публикация «Конспект мероприятия для родителей второй младшей и средних групп в ДОУ „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
3. Сформировать представления о методах и приемах развития связной речи с детьми дома.
Материал: фломастеры, листы бумаги, схема для игры «Инструкция», памятки «Как общаться с детьми», карточки с упражнениями, «микрафон»
Ход мероприятия.
Приведствие.
Воспитатель: Мы рады видеть сегодня Вас в этом зале. Чтоб мы смогли работать плодотворно, давайте представимся. Для этого у вас на столах есть фломастеры и бумага. Напишите свое имя, и на первую его букву придумайте прилагательное, которое может охарактеризовать Вас.
2. Мини-лекция «Становление связной речи. Причины появления трудностей в общении».
Воспитатель: Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чём – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат её в быту.
Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно – следственной связи (отношениях) друг с другом.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах:
1)в свободном речевом общении,
2)на специальных занятиях.
Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащение словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях. Возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.
Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребёнком или между самими детьми.
Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С четырёх же лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно – два предложения) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком – то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помогают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивая темы для монологов и выслушивая его.
Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Логопед: Раскрывает основные причины появления трудностей в общении у детей.
Игровое упражнение «Инструкция»
Воспитатель: детям с нарушением общения часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Данное упражнение поможет родителям осознать это. (из родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с ранее нарисованными фигурами. Задача ведущего в течении одной минуты дать четкие вербальные указания группе для воспроизведения каждым участником данного изображения. После идет сверка рисунков с эталоном. После участники обсуждают точно ли или выполнена инструкция? Достаточно ли ясной была инструкция)
Мини – лекция «Как общаться с детьми»
Воспитатель: Общение с ребенком – это своего рода искусство, имеющее свои законы. Этому искусству нужно учиться. Предлагаю вам послушать основные принципы общения с детьми:
• Общение должно быть основано на уважении друг к другу и умении общаться; наставлениям должно предшествовать понимание.
• Когда ребенок рассказывает или спрашивает о каком-нибудь событии, иногда правильнее с сделать акцент не на события, а на связанные с ним чувство.
• Когда ребенок дает себе, своим способностям некую оценку, не стоит соглашаться или не соглашаться с его словами; надо дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что Вы все понимаете.
• Ребенка необходимо научит узнавать свои чувства. Взрослые должны стать «зеркалом» его эмоций. Пусть в этом зеркале (в ваших словах) ребенок увидит отражение своих чувств во всей полноте без искажений (например: кажется, ты сильно сердишься).
• Критикуем, хвалим по-новому: похвала должна быть направлена на поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы ребенок сам сделал положительные выводы о себе и своих способностях. Критика должна быть созидательной, т. е. указывать как сделать то, что с нужно сделать, полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка.
• Нельзя угрожать ребенку: угрозы ведут к непослушанию. Деть часто воспринимают угрозу как приглашение повторить запретное действие.
Игры на развитие связной речи
Воспитатель: Сейчас Вам предоставим упражнения и игры для развития связной речи детей. Попробуйте сделать его вместе с вашим ребенком.
Вторые младшие группы:
1 разыграть с ребенком диалог.
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
- Сколько стоит кабачок?
- Кабачок? Пятачок!
- Дайте два кабачка.
- Дайте два пятачка.
- Возьмите два пятачка, дайте два кабачка.
- Давайте два пятачка, возьмите два кабачка.
- Ты скажи, скажи, нам стол,
Ты откуда к нам пришёл?
- Я пришёл из леса
- Чем ты был в лесу дремучем?
- Был я деревом скрипучим,
Ветер листьями играл, птиц на ветках я качал.
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки
- Почему ты чёрен кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пёс в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
Серый волк в густом лесу,
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела, голова ещё цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке…
- Кто отгрыз?
- Собаки.
2. Средние группы
Творческое задание: Придумайте окончание рассказа.
Как Миша варежку потерял. Л. Пеньевская
Бабушка связала Мише новые красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели, смеялись.
Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся.
Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что – то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч
Обратная связь
Вот и подошло к концу наше заседание семейного клуба. Сейчас мы попросим вас рассказать нам о своем настроении на мероприятии, что вам понравилось больше всего.