Татьяна Спиглазова
Конспект мероприятия «Что мы знаем о богатырях» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект – мероприятия «Что мы знаем о богатырях» в подготовительной группе.
Цель занятия: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей.
Список литературы:
1. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», И. А. Кузьмин, Л. П. Сильвестрова. – М. : Издательский дом «Истоки», 2009.
2. «Былины», М. :изд. «Художественная литература»,1986.
Публикация «Конспект мероприятия „Что мы знаем о богатырях“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
3. Былины. Русские народные сказки. М. : Детская литература, 2002.
4. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В. П., Лихачев Д. С., Михельсон Т. Н. М. : Детская литература, 2009.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург «Детство-пресс»,1999.
6. «Пословицы русского народа»,В. Даль, Москва,1984
г. о. Кинешма 2021
Конспект -развлечение «Что мы знаем о богатырях»
Введение…
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Ход мероприятия:
Действующие лица:
1. Ведущая (воспитатель).
2. Богатыри (мальчики).
3. Девицы-красавицы (девочки).
Цель занятия:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей.
Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли русской.
Закрепить названия картин о богатырях известных художников В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, К. А. Васильева.
Закрепить в речи детей названия элементов одежды богатырей.
Закрепить в речи детей названия оружия богатырей.
Закрепить с детьми пословицы о силе, храбрости, смелости.
Обогатить общий словарный запас детей (древняя Русь, былина, богатырь, застава и др.).
Развивать ловкость, меткость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры.
Закрепить обряд – поклонение «Дубок».
Предварительная работа:
Чтение былин: «Святогор», «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула»,.
Разучивание обряда – поклонения «Дубок».
Рассматривание репродукций картин о богатырях художников В. М Васнецова, И. Я. Билибина, К. А. Васильева.
Разучивание стихов, загадок, пословиц.
Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей.
Разучивание подвижных игр: «Полоса препятствий», «Убей Змея Горыныча», «Пройди по бревну».
Разучивание д/и «Собери богатыря в дорогу».
Проведение занятий по конструированию на тему «Богатырь» и по рисованию «Богатырский шлем».
Материалы и оборудование:
1. Картины на богатырскую тему.
2. Воздушные шарики, 3 самодельных копья или дротика.
4. Веревка.
5. 2 мягкие призмы из комплекта «Крупный строитель»
6. Лошадки.
7. 4 спортивные палки.
8. 6 кеглей.
9. Грамоты.
10. Указ, Свиток с заданиями.
11. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» и 2 мольберта.
12 Яблочко и блюдечко.
13 Накидка и шлем для каждого ребёнка и ведущей.
14. Плакат с изображением дуба, дубовые листочки, панно с изображением древней Руси.
15. Сундук с игрушечным богатырским оружием.
16. Костюмы для трёх богатырей.
17. Аудиозапись с песней А. Пахмутовой «Богатырская сила».
18. Репродукции картин на богатырскую тему.
Ведущая:
-Здравствуйте, красны девицы!
-Здравствуйте, добры молодцы!
-Здравствуйте, гости дорогие!
-Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Мы начинаем путешествие по русским былинам.
-А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным давно).
-А кто придумывал былины?
Ответы детей:
Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну.
Через былины мы узнаём, как жили люди в древней Руси, какие события там происходили.
-Назовите, как называлась наша Родина в древности? (Русь)
-А как назывался главный город на Руси? (Киев)
-Кто им правил? (Князь Владимир)
-Как называлось княжеское войско? (Дружина)
-Кто защищал землю от врагов? (Богатыри)
-Ребята, назовите, каких известных богатырей вы знаете?
Ответы детей:
Святогор
Илья-Муромец
Добрыня-Никитич
Алёша-Попович
Ставр-Годинович
Микула-Селянович
Василиса Микулишна
Настасья Микулишна
-Ребята, а вы знаете, чем прославились богатыри? ( Ответы детей: своими подвигами. Они защищали Русь и народ от врагов)
-Ребята, а какие у богатырей были враги?
Ответы детей:
Калин-царь
Идолище Поганое
Змей-Горыныч
Соловей-Разбойник
Тугарин-Змей
Морской царь
Колдун-карлик
Рыжеус
Ведущая: Жизнь наших предков была трудной. Много раз враги, нападали на нашу землю.
-Зачем надо было защищаться от врагов? (Враги грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали)
Ведущая: На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины.
-Какого рода были богатыри?
Ответы детей:
Илья-Муромец - крестьянский сын
Добрыня-Никитич - знатного происхождения из рода князей
Алёша-Попович - сын священника
-В каких городах жили эти богатыри?
Ответы детей:
Илья-Муромец - родился в селе Карачарове, под городом под Муромом
Добрыня-Никитич – из Рязани
Алёша-Попович – из города Ростова
- Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец и поделился своей силой? (Святогор)
-А теперь давайте послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)
1. реб: Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал!
2. реб. : Русь-матушку защищал.
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
3. реб. : Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Ведущая: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славной станице Крыловская,
Да в детском саду № 31
В подготовительной группе
Жили не тужили
Дружные ребята из группы «Лучики»
Все красавцы удалые!
И правили там делами учёными
Княгини свет Натальюшки.
Вот решили как-то раз
Княгини издать такой указ.
Ведущая: Указ
Разудалы добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.
Клятва
Обещаем бороться в бою честном!
Друга в беде не бросать!
Да не посрамим земли русской!
-Пора отправляться в путь-дорожку дальнюю. Давайте спросим благословления у ваших родителей.
-Вы даёте ребятам благословление на дела добрые? (Проводится обряд благословления и родители вручают детям богатырскую одежду – шлемы и плащи).
-Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
-А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
Обряд – поклонение «Дубок»
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Ведущая: Раз, два, три – дуб листочки гостям подари! (дети берут дубовые листочки и дарят их родителям).
Ведущая: Теперь мы можем отправляться в древнюю Русь. Присаживайтесь по удобней. Попасть туда нам поможет волшебное яблочко:
Ты катись, катись яблочко
По золотому блюдечку,
Укажи нам дорогу
Во славный Киев-град!
Ведущая: Ну вот мы и в древней Руси. Ребята, к нам в гости с заставы скачут богатыри.
Богатыри : Здравствуйте гости дорогие!
1й богатырь : Привёз я вам послание. Вас ожидают испытания. (отдаёт свиток ведущему) Выполняйте все задания в путешествии увлекательном, очень даже занимательном.
Ведущая зачитывает первое задание из свитка.
ЗАГАДКИ
2й богатырь :
1я Загадка:
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут
(кольчуга)
2я Загадка
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом
(шлем)
Ведущая:
-Что ещё одевали богатыри для защиты от оружия в бою? (Ответы детей – латы, панцирь)
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери богатыря в дорогу»
(дети делятся на 2 команды и соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее оденет богатыря для дальнего пути)
3й богатырь : Отгадайте мои загадки и найдите отгадки.
1я Загадка
Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
2я Загадка
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)
Ведущая открывает сундук с богатырским оружием.
-Назовите, какое ещё оружие было у богатырей? (Дети по очереди достают оружие из сундука, называют его и встают с ним в строй).
-Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!
Ведущая зачитывает второе задание из свитка.
-Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.
- Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.
Пословицы:
Трудно в учении – легко в бою
Один в поле не воин
Один за всех и все за одного
Смелость города берёт
За правое дело стой смело
Храбрый побеждает – трус погибает
Родину предать – воином не стать
Кто смел – тот и цел
Сам погибай, а товарища выручай
С родной земли умри – не сходи
Жить – Родине служить
Ведущая:
-Ребята, многие художники изображали на своих картинах богатырей. Сейчас я вам покажу картины, а вы назовите художников, которые их нарисовали и как они называются:
Виктор Михайлович Васнецов
«Богатыри»
«Витязь на распутье»
Иван Яковлевич Билибин
«Илья Муромец и Святогор»
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Святогор и тяга земная»
Константин Алексеевич Васильев
«Вольга и Микула»
Ведущая зачитывает третье задание из свитка.
Ведущая: Что ж, богатыри, внимание,
Продолжаем состязания!
А теперь вы разомнитесь,
По веревочке пройдитесь.
(Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх.)
-Ну-ка, кто из вас вперед
Все преграды обойдет!
Препятствия: для каждой команды ставятся 2 мягкие призмы из комплекта «Крупный строитель» - горы; на пол кладутся по 2 спортивные палки на расстоянии 50 см. друг от друга - река; ставятся по три кегли – густой лес. Надо преодолеть "гору", перескочить через "реку", проскакать через «густой лес».
Ведущая: Не удержать богатырей,
Вмиг вскочили на коней!
Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).
Ведущая:
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Ведущая дает старт. Игра "Полоса препятствий" (дети делятся на 2 команды и соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее пройдет полосу препятствий).
Ведущая: Все преграды покорились,
И мы дальше в путь пустились.
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Свои копья доставали!
На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.
Ведущая: Метко били все по цели
И змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох.
Ведущая:
И на радости такой
Скачем мы теперь домой.
Вот и кончились заданья
Да большие испытанья!
-Наше путешествие закончилось.
Дети читают стихи Натальи Кончаловской:
1й ребёнок
Воином быть совсем не просто,
И я, друзья, скажу вам так,
Что быть отважным, сильным, ловким,
Поверьте, это не пустяк!
2й ребёнок
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
3й ребёнок
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Ведущая:
Поздравляю вас, ребята!
Заслужили вы награды!
Ведущая:
-А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.
Ведущая читает стихотворение
Илоны Грошевой "Будущим защитникам") :
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
Общее фото на память.
-Всего всем самого доброго!