никифорова надежда
Конспект мастер — класса «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Тема нашего мастер – класса «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с игровыми упражнениями и дидактическими играми при работе с детьми по ранней профориентации;
Публикация «Конспект мастер — класса „Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации“» размещена в разделах
- обогащать предметно-развивающеюся среду предметным материалом;
- активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых упражнений и дидактических игр при ознакомлении дошкольников с профессиями.
Актуальность:
Эта тема выбрана мной неслучайно: т. к ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Наша задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Больше всего дети дошкольного возраста любят играть. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения детей дошкольного возраста. Они используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.
Цель дидактических игр : уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий.
Прежде чем организовать дидактическую игру, необходима определенная предварительная работа : беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии и др.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Словесные игры
2. Игры с предметами
3. Настольно – печатные игры
1. Словесные игры
В таких играх дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы.
Для примера:
Игра «Профессия на букву…»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданную букву.
1 вариант
Воспитатель предлагает ребенку назвать профессию на букву : А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музыкант, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т. п
2 вариант
Игра организуется по типу «цепочки». Воспитателям предлагается назвать профессию, которая начинается с определенной буквы, каждому ребенку при этом профессии не должны повторяться.
Например: буква «с» – столяр, слесарь, сторож, стюардесса, садовник и т. д. Тот, кто ошибается – выбывает из игры.
Игра «Угадай кто ты»
Цель: развивать умение узнавать профессию по характерным особенностям.
Материал: ободок с картинкой определенной профессии, набор картинок с профессиями.
Ход игры:
На ребенка - ведущего надевается ободок с картинкой изображающей профессию. Ребенок - ведущий задает наводящие вопросы, а остальные дети отвечают да или нет.
Например: Доктор - я ношу белый халат; Повар - я пользуюсь кастрюлей.
Как только ребенок угадал кто он, картинка на ободке меняется и одевается на другого ребенка.
Игра «Самая, самая…профессия»
Воспитатель дает короткую характеристику какой-либо профессии, а дети называют профессию, которая, по их мнению, в наибольшей степени этой характеристике соответствуют.
Например:
- самая денежная профессия (инкассатор, банкир, кассир, бухгалтер)
- самая сладкая профессия (кондитер, кулинар, пчеловод, дегустатор)
- самая смешная (клоун, сатирик)
- самая волосатая (парикмахер)
- самая детская (воспитатель, няня, продавец игрушек)
- самая опасная (каскадёр, пожарный, дрессировщик)
- самая зелёная (лесник, цветовод, овощевод)
- самая умная (учёный, профессор, учитель)
- самая белая (врач, медсестра)
- самая быстрая (гонщик, водитель)
- самая зубастая (врач-стоматолог).
Игра «Волшебная палочка»
Участники стоят в кругу, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет профессию, участники предмет, который относится к профессии.
Примеры:
Доктор – градусник
Учитель – доска, мел, учебник,
Строитель – кирпич
Музыкант – ноты….
Шофер – машина, руль, рычаг
Продавец- касса
Банкир –
Швея – иголка, нитки…
Полицейский и т. д.
Игра «Головоломка»
Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят». (Пародистом)
2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)
3. Красная Шапочка. (Социальным работником)
Игра «Знаешь ли ты?»
Назовите, кем были по профессии эти известные писатели и поэты:
А. П. ЧЕХОВ – врач, М. М. ПРИШВИН – агроном, В. ШЕКСПИР - актер, А. С. ГРИН – разнорабочий в артели.
2. Игры с предметами
Следующий вид дидактических игр - игры с предметами
Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственно знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Например:
Игра «Кому что надо?»
Цель: систематизировать знания о профессиях (например, повара и врача); о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из мешочка предмет и, назвав его, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил предмет, должен рассказать, для чего он служит человеку данной профессии.
- Сковорода - «Это сковорода, можно жарить котлеты, обжаривать овощи»
- Кастрюля – «Это кастрюля, можно варить суп, компот»
- Нож – «Это нож, можно нарезать овощи, хлеб, почистить картошку»
- Градусник – «Это градусник, можно измерить температуру тела человека»
- Шприц – «Это шприц, можно делать уколы».
Игра «Собери набор парикмахера»
Дети выбирают из множества разнообразных предметов предметы необходимые парикмахеру (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди и другие предметы других профессий).
3. Настольно – печатные игры
И последний вид игр - настольно-печатные. Руководя настольно-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать.
Они разнообразны по видам:
1. Подбор картинок по парам.
2. Подбор картинок по общему признаку.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок
4. Составление разрезных картинок.
5. Описание, рассказ по картинке, показом действий, имитация движений.
Игра «Продолжи ряд или Какой картинки не хватает?» - подбирается картинка в соответствии с определенной последовательностью ряда.
Игра – пазл «Собери профессию»
Составление разрезных картинок. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
Игра «Для человека какой профессии - это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат…продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина…дворнику.
Стиральная машина, утюг, порошок…прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос…парикмахеру.
Игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Учителю – указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, плита…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты.
Игра «Оденем куклу на работу»
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Ход игры : педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.
Выводы.
Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме. Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.
И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека.