Романчук Анна Николаевна
Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике «Тесто — это просто»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» г. Камень-на-Оби Каменского района
V муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку «Все вместе»
Конспект мастер-класса для родителей
«Тесто – это просто»
(тестопластика)
Составила: Романчук Анна Николаевна, воспитатель
г. Камень-на-Оби
2024 год
Актуальность
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей по тестопластике „Тесто — это просто“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья - это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени, которое расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т., общественно - политическую активность, творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т. д., но может содержать также и пассивный отдых (безделье) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку.
Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой для здоровья. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.
В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых, совместная творческая деятельность играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.
Современный ритм жизни часто провоцирует дефицит совместного времени внутри семьи. Детям и родителям не хватает совместного времяпрепровождения.
Молодые родители зачастую делают свои «взрослые дела», в которых ребёнок не участвует, а просто смотрит со стороны. Родители аргументируют это нехваткой времени, а иногда тем, что им, просто скучно играть с детьми в детские игры. Забывая, или не зная о том, что можно весело провести совместный семейный досуг с детьми.
В то время как семейный досуг очень разнообразен и увлекателен.
Совместный семейный досуг
Домашний досуг:
- любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными и т д.);
- совместные занятия творчеством: рисование, конструирование и т. д.
- поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);
- домашние спектакли и праздники: организация театрализаций и театральной деятельности (переодевание, гримировка, розыгрыши, с включением игровых программ и конкурсов);
- семейное чтение;
- игры с детьми (настольные, ролевые и т. д.).
В помощь родителям мы предлагаем овладеть технологией тестопластики – искусством создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста).
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития; с помощью лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев, координации движение рук.
Работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг.
Тактильный контакт родителей с детьми ( прием: рука в руке, для малышей детей или детей с нарушением здоровья) иногда необходимое условие для выполнения задания. Воспитатель тоже становится непосредственным участником, (наблюдателем) дающим необходимые пояснения по технике лепки, обменивается опытом работы с родителями, таким образом создается теплая, доброжелательная эмоциональная обстановка.
Дети с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками, с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.
Работа в этой технике способствует творческому развитию детей, развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса.
Основное внимание при организации тестопластики уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости. Обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание, память, мышление.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - тестопластика или биокерамика.
Оптимальной формой демонстрации образовательных инноваций и распространения передового педагогического опыта является мастер-класс для родителей воспитанников ДОУ – особая форма учебной активности, в ходе которой педагог (мастер) вовлекает родителей в совместную деятельность с целью обучения новаторским формам и методам работы.
Мастер-класс для родителей – это партнёрская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они усваивают определенные формы обучения.
Мастер-класс – это особый жанр общения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Его отличие от других форм трансляции опыта в том, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.
Цель: научить использовать возможности соленого теста (тестопластика) в совместном творчестве родителей и детей.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;
- Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;
- Установление доверительных отношений с родителями/законными представителями воспитанников группы детского сада с педагогом.
Форма организации мероприятия: мастер-класс
Материалы и оборудование: стол, стулья, миски, клеенки по количеству участников; мука, вода, соль, растительное масло, кофе, готовое тесто (колобки разного цвета); картинки с изображением фигурок из теста; запись спокойной музыки; влажные салфетки, фигурные формочки для выпечки; буклеты с описанием технологии изготовления соленого теста.
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический
- игра
Принципы, используемые для проведения мастер-класса :
- индивидуальный подход
- сотрудничество
- серьезная подготовка
- динамичность
- наблюдения,
- групповой метод
- индивидуально подход
Форма мастер – класса : практическое занятие
Участники: педагог группы, родители/законные представители воспитанников группы
Предварительная работа:
- консультация для родителей о важности сенсорного развития ребенка при подготовке к школе (папка – передвижка)
- размещение объявления о дате и характере встречи
Уважаемые родители,
Творчеством заняться, не хотите ли?
Ждем вас в среду, ровно в пять
(И нельзя вам опоздать)
Будем с вами мы лепить,
О жизни нашей говорить.
Вводная часть:
- организационный момент
- приветствие участников.
Основная часть:
- знакомство с историей, технологией тестопластики (через презентацию)
- пальчиковая гимнастика
- выполнение совместной работы: изготовление теста, лепка фигурки символа года – Дракончика.
Заключительная часть: - демонстрация получившихся работ
- заключительное слово воспитателя
- вручение памятных подарков
Ход мероприятия:
1. Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада, что вы смогли найти время, чтобы провести его вместе в нашей творческой мастерской. Предлагаю вам занять места за столом. (Родители проходят и присаживаются на стулья).
Сегодня мы хотим познакомить вас с лепкой из соленого теста. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода и клей ПВА — вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом, душевным теплом.
Детям особенно интересно заниматься чем-нибудь новеньким. Привычный пластилин не поддается раскрашиванию, недолговечен в отличие от высушенных фигурок из теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали название — тестопластика. Как материал, тесто очень эластично, его легко формовать, изделия из него долговечны, а работа доставляет массу удовольствия и радости. Стоит только попробовать, и вам полюбится это вечно молодое ремесло.
Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.
Обычные материалы для лепки - это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:
1. Тесто легко замешивать в любое время.
2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.
3. Легко отмывается и не пачкает одежду.
4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.
5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.
6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.
2. Воспитатель:
Из истории русской тестопластики.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».
Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и Солнце выносили дорогому гостю! (демонстрация изображений фигурок из теста)
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из теста, достаточно иметь простые навыки. Технология лепки, приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, просто в месте соединения смочить водой. Вылепленное изделие сушат в духовке на малом огне и при открытой дверце. Законченное изделие можно раскрашивать и расписывать, как душе будет угодно. Затем по желанию можно покрыть свои произведения лаком.
Воспитатель: А сейчас загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без… (Воды).
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы. (Краски)
Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста.
Теперь давайте научимся готовить этот материал. Надо сказать, что рецептов существует много. Но сегодня я познакомлю вас с классическим рецептом (пропорции) :
Мука – 1 чашка, соль – 0,5 чашки, вода – 0,4 чашки, растительное масло – 1 ч. л.
Муку лучше брать белую пшеничную высшего сорта, в ней достаточно клейковины. Соль – самую мелкую – «экстра». Тогда изделие будет иметь ровную гладкую поверхность. Вода – лучше брать холодную. Тесто будет эластичным. Также для эластичности добавляется и растительное масло.
Замешивается тесто в глубокой миске. Перемешивается сначала соль с мукой, затем добавляется вода. Тесто должно быть довольно крутым, поэтом окончательно вымешивать его удобнее на столе.
При вымешивании регулируйте густоту теста – если крошится, добавить воду; если чересчур мягкое – досыпать соль и муку. Вымешивать до тех пор, пока не станет эластичным.
Окрашивание теста
Если нам для лепки нужно белое тесто, то оно у нас готово к использованию. Поделка лепится из него. И остается в таком виде. А может раскрашиваться гуашевыми или акриловыми красками обычной кисточкой. Но детям интереснее лепить из цветного. И с раскрашиванием поделки у маленьких детей могут возникнуть трудности – в итоге - не аккуратно и не та радость от результата. Поэтому лучше использовать окрашивание на стадии замеса. Краски могут использоваться разные: акварель, гуашь, акриловые. Они должны быть в пастообразном состоянии. Можно использовать красители пищевые. Краска для пасхальных яиц подойдет не вся.
1 вариант – добавить краску в уже замешанное белое тесто и вымешивать до тех пор, пока не исчезнут мраморные разводы, и тесто не станет однородным. В любой литературе предлагается этот вариант. Но мне кажется удобней и легче – другой.
2 вариант – изначально в воду для приготовления теста добавить краску. Вводить надо достаточное количество – иначе цвет получится светлым. И сразу замешивать цветное тесто.
Сегодня мы попробуем лепить из кофейного теста. Сделать его не сложно. Мука, соль и растворенный в холодной воде кофе. Раздаем кофейное тесто. Вы чувствуете приятный кофейный аромат?
Участники мастер-класса, взяв все необходимое, тут же замешивают тесто – небольшую порцию. Педагог помогает с выполнением работы – дает советы, отмеряет необходимое количество ингредиентов.
Воспитатель: Пока вы мнете тесто в руках, я продолжу.
Хранение теста. Хранить необходимо в холодильнике, в полиэтиленовом пакете или в емкости с крышкой. Тесто не должно соприкасаться с воздухом. Цветное тесто – в отдельных пакетах или емкостях. Но лучше замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает, прилипает к рукам, невозможно становится лепить. Выход – добавить муки с солью. Но со свежим все равно его уже не сравнить.
Инструменты и дополнительные материалы.
Как для любой деятельности помимо материала – теста необходимы инструменты. Но в нашем случае инструмент – понятие условное. Практически все приспособления вы можете найти на собственной кухне.
Скалочка, баночка с водой, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания, стеки. Фактурный рисунок на изделия можно наносить при помощи различных штампов. В качестве таких штампов можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получился рельефным: зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, колпачки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца и т. д.
Что касается дополнительного материала, то с соленым тестом очень хорошо сочетаются природные материалы. Для оформления композиций отлично подойдут различные веточки. Соломки, колоски пшеницы и овса, ракушки, деревянные бусинки, а также нитки, кружево.
Воспитатель:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Месим тесто»
Руками имитируем процесс вымешивания теста.
- Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно).
- Тесто жмём, жмём, жмём!
- Пироги мы испечём! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки.
Желаю вам творческого вдохновения при создании вашей фигурки символа Нового года - Дракончика!
Готовое тесто родители, откладывают в сторону, предварительно накрыв его пленкой, и поучив готовые колобки от педагога, создают фигурку– Дракончика.
Участники приступают к выполнению работы. Играет тихая, спокойная музыка. Воспитатель во время работы беседует с участниками. При необходимости оказывает помощь
.
3. Воспитатель: Предлагаю сейчас всем показать свои работы, рассказать о своем Дракончике: придумать ему имя и характер.
Родители демонстрируют свою работу, сопровождая показ небольшим рассказом о получившемся Дракончике.
3. Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Она была теплой, семейной. Мы знакомились, узнавали новое; интересно и полезно провели время.
Пусть в наступившем Китайском Новом году (10 февраля) в ваших домах всегда царит мир, покой и уют. Надеюсь, что Дракончик, которого вы сегодня изготовили, займёт достойное место в вашем доме; а данная технология поможет вам с интересом и большой пользой для вашего ребенка организовать семейный домашний досуг на новом уровне.
Спасибо всем за активность и открытость.
На память о нашей встрече, хочу подарить вам небольшие сувениры – фигурные формочки для ваших новых творений. (Воспитатель дарит всем участникам формочки для лепки).
Воспитатель: Спасибо вам, до свидания. (После завершения мероприятия - общее фото).