Светлана Александровна Андреева
Конспект мастер-класс «Сочиняем игры сами» (из опыта работы «Парка студий «Карусель»)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из действующих в Парке Студий «Карусель» в нашем детском саду является студия «Сочиняем игры сами», работающая для детей 3-7 лет с 2016 г. (второй учебный год).
Целью нашей работы как руководителей студии является создание условий для усвоения детьми обобщенной модели организации подвижных игр и их самостоятельное видоизменение ими на этой основе.
В ходе организации и проведения занятия, мы решаем следующие задачи:
Учим детей выделять базовые составляющие подвижных игр и побуждаем детей их моделировать при помощи схем.
Публикация «Конспект мастер-класс „Сочиняем игры сами“ (из опыта работы „Парка студий „Карусель“)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Темочки
Создаем условия для самостоятельного сочинения детьми своих вариантов игры на основе модели
Стараемся дать опыт и умения организовывать свою игру с другими детьми и взрослыми.
По результатам работы студии (индивидуально для каждого ребенка – в зависимости от индивидуальных особенностей, частоты посещаемости занятий студии и др.) возможны следующие результаты:
• Дети знают обобщенную модель подвижной игры (анализ и творческое конструирование) и используют ее в самостоятельной деятельности.
• Дети умеют самостоятельно (или с небольшой помощью воспитателя) создавать алгоритм новой игры на развитие определённого физического качества, умеют объяснять и могут самостоятельно (или с небольшой помощью воспитателя) научить кого-либо игре.
Занятие по своей структуре выглядит следующим образом:
1. Организационный момент, знакомство – приветствие
2. Проигрывание и анализ традиционной игры на развитие определенного физического качества по обобщенной модели (зарисовывание – схематизация совместными усилиями детей и воспитателя)
3. Сочинение ребенком новой игры по данному качеству (изменения в схеме игры – действий, части тела, предмета - атрибута, правил, действующих лиц – героев и т. д.) с последующей схематизацией на индивидуальной карточке.
4. Подведение итогов, пополнение «конверта студии» : обобщенная модель – схема игры, алгоритм сочиненной игры, домашнее задание для ребенка (проигрывание новой игры, научить другого ее анализу и/или сочинению – по желанию ребенка)
После прохождения определенного количества занятий (5-6, во время которых ребята анализируют игры на развитие определенного качества («сила», «ловкость», «быстрота», «гибкость» или «выносливость», проходит «Парад игр». Во время этого занятия дети знакомятся с играми на развитие определенного качества – как с традиционными, так и с авторскими детскими, сочиненными на предыдущих занятиях.
Выходя из стен нашей студии, ребята не только уносят с собой в конверте схему обобщенной модели игры, с которой они теперь хорошо знакомы, и которую научились применять самостоятельно для анализа подвижных игр. Особенно для нас важен полученный ребенком опыт самостоятельного (или с небольшой помощью воспитателя) сочинения новой игры на развитие определённого физического качества, в ходе которого формируется умение объяснять свою точку зрения, доносить до другого человека свое знание, и умение самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) научить кого-либо игре.
Ход мастер – класса
(согласно структуре стандартного занятия в студии)
После ритуала знакомства «гостей» студии приветствует ведущий Вася Петечкин (кукла - спортсмен). Он рассказывает об обобщенной модели игры (см. Приложение, знакомит со значками (цель и результат, действия, атрибуты, правила, место и количество). В конверте у Васи припасена схема какой-либо интересной подвижной игры, которую «дети» по теперь уже известным значкам, расшифровывают и принимают решение в нее «поиграть». Затем с помощью Волшебного Кубика «дети» самостоятельно изменяют одну / несколько из составляющих игры, создавая тем самым свою собственную. После проигрывания и обсуждения окончательного варианта, чтобы сохранить свое новое изобретение, «ребята» решают ее засхематизировать.
Материалы и оборудование:
Игрушка – кукла Вася Петечкин
Обобщенная модель игры (демонстрационная и раздаточная – по числу «детей»)
Мольберт, магниты
Конверт со схемой подвижной игры
«Кубик»
Спортивные атрибуты: кегли, обручи, мячи, ленточки и т. д. (на усмотрение педагогов)
Бланки для схематизации, простые и цветные карандаши (по числу «детей»)
Литература:
• Сидорчук Т. А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, 2014.
• Белоусова Т. В., Сидорчук Т. А., Стороженко А. Ф. – «Парк открытых студий «Карусель».- Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста средствами ОТСМ –ТРИЗ – РТВ- технологии. – г. Ульяновск, 2017.
• Образовательный модуль «Радужная карусель»/ Т. В. Белоусова, Т. А. Сидорчук, А. Ф. Стороженко. – Ульяновск, 2017.