Эльвира Сулейманова
Конспект логоритмического занятия в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Едем, едем»
Конспект логоритмического занятия в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Едем, едем, едем!»
Коррекционные задачи:
развить чувство ритма и такта;
научить правильному речевому дыханию;
улучшить общую и мелкую моторики;
развитие координации речи с движением
развить внимание, память и слуховое восприятие;
включить в речь ребенка мимику и жесты;
научить плавности произнесения слов и фраз.
Воспитательные задачи:
воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Оздоровительные задачи:
укрепление костно-мышечного аппарата;
развитие физиологического дыхания;
развитие координации движений и моторных функций;
воспитание правильной осанки, походки, грации движений;
развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи:
формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений развитие переключаемости.
Предварительная работа: беседа с детьми про Крымский полуостров, какие города есть на нашем полуострове.
Оборудвание: ноутбук, диск Е. Железновой, обруч, кегля, флажок, руль, кубы (станции).
План занятия
1. Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
2. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Мы едем,едем,едем».
3. Упр. «Громко-тихо»
4. Игра «Автобус» авт. Екатерина Железновы
5. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
6. Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
7. Упражнения на развитие дыхания, голоса.
8. Упражнения, активизирующие внимание
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Автоматизация звука в чистоговорках.
11. Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
12. Игра «Займи место».Дети под музыку бегут по кругу, стульев на один меньше, чем детей. Кто не успевает занять место (стул, выбывает из игры.
13. Массаж. (Дети выполняют массажные движения на спине друг друга).
Трек №24 «Ехал поезд запоздалый»
14. Подведение итога занятия.
Ход занятия
(дети заходят в зал)
Слайд №1
1. Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по нашему полуострову. А кто знает, как называется наш полуостров? (ответы детей). Какие города нашего полуострова вы знаете? (ответы детей).
2. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Едем».
Это ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.
Мы едем, едем, едем Перекрестное движение рук и ног на месте
В далекие края.
Хорошие соседи
И верные друзья. (С. Михалков)
На лошадке ехали, Ходьба с высоким подниманием коленей
До угла доехали.
Сели в машину, Быстрая ходьба с имитацией движений руля
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Тр-р-р! Стоп! Разворот! Остановиться, поменять направление
На реке пароход. Имитация движений пловца руками в сочетании
Пароходом ехали, с ходьбой
До горы доехали.
Не везет пароход, Остановиться
Надо сесть в вертолёт. Легкий бег по кругу, руки в стороны
Вертолёт летит,
В нем мотор гудит: На выдохе произносить «В-в-в-в.»
Вот поезд поехал, «Топотушки», согнутыми в локтях руками
Колеса стучат, выполнять круговые движения перед собой
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Еду, еду, еду, еду Лежа на спине выполнять упражнение «Велосипед»
От деревни до реки.
Моему велосипеду
Все дороги коротки.
3. Упражнение «Громко-тихо» (на диске)Выделение ударения в словах и предложениях.
Логопед: Ребята отгадайте загадку.
Посмотрите, как ловко
Он подъехал к остановке.
В детский сад и на работу
Вас доставит без заботы. (автобус)
Логопед: Я вам предлагаю нам начать наше небольшое путешествие на автобусе. Слайд №2
(дети садятся на стулья «автобус»)
4. Игра «Автобус» авт. Екатерина Железновы (диск Аэробика для малышей 2-6 лет)
1. Вот мы в автобусе сидим, - наклоны головы в сторону
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим – «окошечко» из рук
Всё глядим!
2. Глядим назад, глядим вперёд, - повороты головы в сторону
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт, Не везёт?
3. Колёса закружились, (круговые движения рука перед собой, от себя)
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились. Вот так вот!
4. А щётки по стеклу шуршат – руки согнуты в локтях, качают перед собой
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
5. И мы не просто так сидим. – крутят руль и «бибикают»
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип.
Мы громко-громко все гудим. Бип-бип-бип!
Логопед: На дороге всегда надо быть внимательными, и пешеходам и водителям. Давайте проверим, какие вы внимательные, поиграем в игру «Светофор». Слайд №3
5. Упражнение, регулирующее мышечный тонус:
Игровое упражнение, которое дадут ребенку возможность ощутить разницу между напряжением мышц и их расслаблением. При этом следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным.
Ралли
Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.
Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10—15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.
Логопед: Приближаемся к перевалу, будте повнимательнее. Слайд №4
Что об этом говорится в стихотворении «Горная дорога» Е. Серова
«Вверх и вниз по склонам гор
Нас везёт лихой шофёр.
Сумасшедшая дорога –
Так и кружит, егоза!
Сердце ёкает немного,
Разбегаются глаза.
Интересно всё, без спора:
Слева – пропасть, справа – горы…
Любопытно мне, а что там,
Вот за этим поворотом?
Вверх помчимся или вниз?
Может, где-то ждёт сюрприз?
И сюрприз открылся вскоре –
Кто-то крикнул:
- Братцы, море!
6. Логопед: ребята продолжаем путь на машине.
Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
Физкультминутка, под сопровождение с музыкой:
«Колёсики, колёсики и красивый руль»
Припев:
Колёсики, колёсики и красивый руль!
Дворники работают, водичка льёт буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот,
На карте - расстояние. Поехали вперёд!
Настроение в порядке, в радио музЫка.
На руках моих перчатки, а в руках Бибика.
На дороге не зеваю, мчусь на встречу сказкам.
Скорость я не превышаю, еду безопасно.
(Припев)
Я в движенье неустанно, солнце село ниже.
Только стало вдруг туманно, эй, Бибика, тише!
(Припев)
Вот такое приключение выпало шоферу
У Бибики замедление: она едет в гору.
(Припев)
Посмотри, ночные звёзды в небе закружились.
И бибикины колёса с горки покатились.
(Припев)
(Припев)
Логопед: Кажется, у машины спустила шина.
7. Упражнения на развитие дыхания, голоса. Слайд №5
Упражнение «Шина»Стоя, руки перед собой в форме круга, постепенно круг «сдувается» со звуком ш-ш-ш…
Упражнение «Насос» (по Б. Толкачеву)
Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжать в кулаки. Наклоняться вниз, выбрасывая резко руки, и произносить: «с-с-с…». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос.
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.
Упражнение «Чья машина дальше уедет»
Дети встают на одну линию, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед топающим шагом, при этом произнося: «Бр-р-р…». Побеждает тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. Упражнение учит детей выдыхать воздух постепенно.
Ты, дружок, гуди в гудок – би-би-би!
Мы примчались на лужок – выходи!
Упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест.
8. Логопед: Ребята, скажите, а вы любите играть? (ответы детей) а на дороге можно играть? Где можно? (ответы детей). Здесь на стоянкеесть детская площадка,давайте пойдем и немного поиграем.
Упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест.
«Передай» Трек №1
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.
«Двигатель» Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.
Логопед: Ребята, давайте посчитаем, какие виды транспорта нам повстречались по пути.
9. Пальчиковая игр «Я по улице шагаю»
Загибают по одному пальцу на каждое название транспорта сначала на правой, потом на левой руке.
«Я по улице шагаю,
Я шагаю и считаю.
Раз – автобус тёмно-синий,
Два – пожарная машина,
Три – маршрутное такси,
Подвести нас попроси.
А четыре – самосвал.
Он на стройке побывал,
Он туда песок отвёз.
У него есть шесть колёс.
Пять – троллейбус номер «пять»,
Ездим мы на нём гулять.
Шесть и семь – велосипеды,
По своей дорожке едут.
Восемь - серый внедорожник,
Он несётся! Осторожно!
Девять – грузовик с камнями,
Покажу его я маме.
Десять – папин «шевроле».
Был он куплен в феврале».
10. Логопед: Пришло врепя перекусить.
Автоматизация звука в чистоговоркахпроизводится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Трек №41.
Шо-шо-шо – мойте руки хорошо
Шу-шу-шу – я к столу вас приглашу
Ши-ши-ши – как панкейки хороши
Ша-ша-ша будем кушать не спеша
11. Логопед:А мы продолжаем наше путешествие вдоль побережья полуострова.
Игра “Ехали-ехали”.). Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
Каждый выбирает по машине.
Логопед:Теперь мы кто? (Водители). Взрослый читает стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь. Ехали мы, ехали, до горки … (доехали, Въехали …, с горки (съехали) и дальше … (поехали). Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали, Яму … (объехали) и дальше … (поехали). Ехали мы, ехали, до речки … (доехали, Мост … (переехали) и дальше … (поехали).Ехали, мы ехали, до вокзала … (доехали, На привокзальную площадь … (заехали, вот мы и … (приехали).
12. Логопед: Молодцы дети! Проходим в электропоезд и занимаем места.
Слайд №6
Игра «Займи место» трек №133. Дети под музыку бегут по кругу, стульев на один меньше, чем детей. Кто не успевает занять место (стул, выбывает из игры.
Мы к вокзалу пойдём, громко песенку споём.
13. Массаж. (Дети выполняют массажные движения на спине друг друга).
Трек №24 «Ехал поезд запоздалый»
14. Подведение итога занятия.
Логопед: Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Что вам болше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Пора возвращаться. Трек №201