ТАТЬЯНА РОГОВА
Конспект логопедической НОД с презентацией «Путешествие по родному краю» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по родному краю»
г. Астрахань. МБДОУ №132.,
учитель - логопед Рогова Т. А.
логопедическое занятие НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель.
Углублять представления об Астраханском крае, расширять словарь по теме «Мой город»; развивать грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными, существительных с числительными, учить образовывать сложные слова; совершенствовать связную речь детей; воспитывать в детях бережное, заботливое отношение к своему краю.
Публикация «Конспект логопедической НОД с презентацией „Путешествие по родному краю“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Оборудование: предметные картинки (барсук, бобр, выдра, черепаха, верблюд, сайгак, кабан, лиса, аист, чайка, цапля, воробей, скворец, ворона, орел, баклан, рыбки с магнитиками (карась, лещ, вобла, щука, сом, судак, окунь, осетр, магнитная удочка, домик для деления слов на слоги, пластилиновые дощечки, фасоль, мяч, 2 корзины, муляжи овощей и фруктов, фотографии достопримечательностей города Астрахани, презентация «Мой город - Астрахань», музыке Е. и С. Железновы «Автобус».
Ход занятия.
Дети заходят в группу
- Посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с гостями и окружающим нас миром (дети выполняют движения вместе с педагогом и проговаривают стихотворение - психогимнастика).
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашему любимому городу, по нашему краю. Как называется наш город? (Астрахань)
- Правильно, а как называются люди, которые в здесь живут? (астраханцы)
Словно лебедь белая,
То над Волгой синей
Выплывает Астрахань
Пристанью России…
Где бы мы ни плавали –
Нет родней причала.
Астрахань, ты, Астрахань –
Ты - мое начало! (Борис Свердлов)
- Ребята, а как можно путешествовать? (На самолете, поезде, велосипеде, автобусе, пешком)
- Мы отправимся с вами на волшебном автобусе. Но чтобы купить билет на этот автобус надо отгадать загадки:
Город знатных традиций и вечных ветров,
Южный город Форпост на стыке веков.
Белокаменный кремль здесь гордо стоит,
В куполах его солнце ярко горит.
Здесь по Волге неспешно проходят суда,
И мне хочется снова вернуться сюда. (Астрахань)
Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы? (Волга)
Он как ребенок в колыбели,
На поле, зрея, сладко спит.
А вкус! Не передать словами!
И сладок он, как мед, и сахарист.
Кто вкусит мякоти кусочек-
Того навек он покорит! (Арбуз)
В городе красивый пруд,
Там птицы белые живут. (Лебединое озеро)
В этом музее животные есть,
Ну а растений тебе там не счесть.
Должен ты обязательно там побывать,
Чтобы о крае так много узнать. (Краеведческий музей)
Розовые кувшинчики,
Зеленые блюдца.
Они не тонут
И не бьются. (Лотос)
Белокаменные стены на пригорочке стоят.
От набегов эти стены древний город защитят. (Кремль)
Дети получают билет, садятся в импровизированный автобус и под музыку Е. и С. Железновых «Автобус» отправляются в путь.
-Первая остановка - «Заповедник». Ребята, заповедник это особо охраняемая территория для сохранения редких и уникальных природных систем, видов растений и животных. Ребята, какие животные живут в астраханском крае и обитают в заповеднике? (Дети перечисляют)
а) На панно картинки (барсук, бобр, выдра, черепаха, верблюд, сайгак, кабан, лиса). На магнитной доске выставляется домик с тремя кармашками, на которых написаны цифры 1, 2, 3. Надо расставить картинки так, чтобы они заняли соответствующий кармашек (по кол-ву слогов).
- Помогите животным найти свой домик.
б) - В Астраханском крае много птиц. Рассмотрите картинки и назовите их.
(Аист, чайка, цапля, воробей, скворец, ворона, орел, баклан)
- А сейчас мы поиграем в игру: «Назови правильно». Встаньте в кружок. Я буду называть слова, и бросать вам мяч. Вы будите ловить и возвращать мяч мне, составив сложное слово.
У аиста длинный клюв – … (длинноклювый аист).
У чайки белые крылья - ….(белокрылая чайка).
У цапли длинные ноги – … (длинноногая цапля).
У скворца короткий хвост – … (короткохвостый скворец).
У воробья короткие ноги – (коротконогий воробей).
У вороны черный хвост – (чернохвостая ворона).
У орла широкие крылья – … (ширококрылый орел).
У баклана длинная шея -(длинношеий баклан)
- Молодцы! Наш автобус отправляется в путь. Следующая остановка «Рыбачья».
-Ребята, наш край считается рыболовным. Здесь обитает до 50 видов рыб: осетровые, сельдевые, карповые и другие. Назовите, какие рыбы обитают в нашем крае. (Карась, лещ, вобла, щука, сом, судак, окунь, осетр).
-Давайте поиграем. Игра «Посчитай». На столе лежат рыбки с магнитиками. Вы должны поймать на удочку рыбку. Назвать ее, и посчитать до пяти.
Дети, по очереди, вылавливают рыб на магнитную удочку и выполняют количественный счет до пяти с соответствующей картинкой (один карась, два карася…. пять карасей)
- А теперь нам нужно немного отдохнуть. (Дети проговаривают слова и выполняют движения по ходу стихотворения)
Физкультминутка
Ветер дует, задувает,
Иву в стороны качает.
Ветер дует, задувает
Иву в стороны качает.
А под ивой рак сидит
И клешнями шевелит,
А под ивой рак сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет
Под водой на глубине
Сом большой лежит на дне.
Под водой на глубине
Сом большой лежит на дне.
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Садово-огородная». У нас произрастает много овощей и фруктов. Многие овощи и фрукты отправляются в другие города.
-Посмотрите, у меня на столе разложены овощи и фрукты. (Персик, яблоко, слива, помидор, огурец, лук, картофель). Надо правильно разложить их по корзинам. В первую - овощи, во вторую – фрукты. Подберите признак к каждому выбранному вами предмету. (Персик - сочный, спелый, круглый. … Персик - это фрукт.)
- А какая ягода самая крупная, и выращивают ее у нас в Астраханской области? (Арбуз)
- Ребята, на столах у вас пластилиновые дощечки. Выложите на них по контуру рисунок - арбуз фасолью. (Дети на пластилиновых дощечках выкладывают фасоль)
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
Вот мы и приехали в город. В нашем городе много красивых мест. Это музеи, памятники, парки. Подойдите к панно, рассмотрите достопримечательности нашего города (6-7 фото). Расскажите, какие интересные места вы посещали со своими родителями. (Ответы детей)
- А теперь послушайте внимательно мой рассказ о нашем городе (рассказ сопровождается презентацией «Мой город - Астрахань»).
Астрахань - это древний, красивый, южный город. Белокаменный Кремль украшает центральную часть города. Главная площадь имени Ленина красива своими голубыми елями, фонтанами, цветниками. В нашем городе есть кинотеатр «Октябрь», в зимнем саду растут тропические столетние пальмы. Любят астраханцы набережную Волги, где с реки веет бодрящей прохладой и проплывают белоснежные корабли. Астрахань называют городом речников, моряков и рыбаков.
Работа над текстом.
-Какой наш город?
- Что находится в центральной части города?
- Чем знаменит кинотеатр «Октябрь»?
- Где еще любят гулять жители города. Почему?
- Как называют город Астрахань?
Дети дают полные ответы на эти вопросы. После повторного чтения – пересказ текста детьми. (с опорой на презентацию «Мой город - Астрахань»)
- Вот и закончилось наша экскурсия. Где мы сегодня побывали? Какие задания были для вас наиболее интересными?
Литература
1. Никифорова Н. А., Романова О, Е. Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю. Изд. «Планета» 2011г.
2. Никифорова Н. А Сборник программно-методических материалов по изучению родного края в дошкольных учреждения Астраханской области. Астрахань 2001г.