Получи документы

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Марина Лебедева
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Цель: Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи: образовательные:

- закреплять знания о смягчении согласных при помощи гласных е,ё,ю,я,и;

- закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова;

Темочки:

- работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;

- обогащать словарный запас;

- развивать грамматический строй речи.

Коррекционно – развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать артикуляционную моторику.

Воспитательные:

- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, карточки с текстом

Ход занятия.

1. Организационный момент

Проговаривание чистоговорки.

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно.

Работаем старательно.

Основная часть. 1. Повторение пройденного материала.

Логопед : давайте вспомним какие гласные звуки смягчают согласные : и, ё, е, ю, я.

2. Знакомство с темой занятия.

Но для смягчения согласных в алфавите есть еще одна буква. Может быть кто- вспомнит её.

Послушайте стихотворение о белочке.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула

Распушила хвост, да так –

Стала словно мягкий знак. (вывешивается буква ь)

3. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед : вспомните, есть ли у мягкого знака звук. Нет. Но он также важен, как и остальные буквы. чтобы в этом убедится, послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» - кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» - пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

4. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слова.

Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании.

Угол – уголь, брат – брать, ел – ель, мел – мель

Логопед : согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.

Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит Ь.

4. Измените слова так, чтобы в конце появился мягкий знак. Нужно чтобы много слова стали обозначать один предмет.

Рыси, звери, гуси, кони, гости, метели, голуби, караси, олени.

5. Логопед : Мальвина учила Буратино – она знакомила его с ь. девочка попросила его переписать слова с ь, но негодный мальчишка не хочет учиться – он стер своим длинным носом во всех словах ь. Посмотрите, что у него получилось. Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино: угол, ел, брат, мел, стал, шест, кон.

6. Прописать букву ь.

7. Записать слова, подчеркнуть согласную, которую смягчает ь.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

8 Физкультминутка.

Если слово без мягкого знака – хлопнули в ладоши, если слово с мягким знаком – подпрыгнули.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Вставь где это необходимо ь.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар…. Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

10. Развитие грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными.

Логопед : мы с вами пойдем в магазин покупать посуду. При покупке мы будем пользоваться цифрами, но только теми, в названии которых есть ь. какие это цифры: пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.

Дети выбирают предмет посуды, составляют предложение, согласовывая числительное с существительным.

Например: Я купила в магазине пять ножей. Мама купила семь тарелок. Бабушка купила десять стаканов.

11. Итог занятия. Какую буквы мы вспомнили. Имеет ли мягкий знак звук. Для чего служит мягкий знак. Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит ь.

Оценка работы учащихся.

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» - кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» - пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

Ь

И Ю

Я 5

6 7

8 9

10

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел… .Плот сел на мел… .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (2 класс) Автоматизация звука Ш (в слогах, словах, предложениях, тексте) Подготовила и провела: учитель.

Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме «Дифференциация согласных [Г]-[К]» Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация согласных "Г-К". 2-й класс Учитель-логопед Никанорова С. Н. Цели занятия:.

Конспект логопедического занятия «Профессии» в 4 классе коррекционной школе 8 вида Логопедическое занятие "Профессии" в 4 классе коррекционной школе 8 вида. ЦЕЛЬ: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: "Слоговой анализ и синтез слов" Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Тема : Слоговой анализ и синтез слов. Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Загадочное чередование согласных в корнях» Урок русского языка во 2 классе. Тема урока" Загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком.

Конспект занятия для детей 5–7 лет «Звук [Р] в прямом при стечении согласных» ТЕМА: Звук (Р) в прямом при стечении согласных Цель: учить детей правильно произносить звук «Р» Коррекционно-образовательные задачи:.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Урок русского языка во 2 классе «Упражнения в правописании буквосочетаний жи-ши. Обозначение орфограммы» Русский язык УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВОПИСАНИИ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи-ши. ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ. Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 18:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лебедева (УИ 2027180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД