Валентина Яковлева
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №41 комбинированного вида»
по совершенствованию лексико – грамматического строя речи
в старшей группе по теме :
«Осень. Приметы осени.»»
Подготовила и провела: учитель –логопед
Яковлева Валентина Андреевна
п. Войсковицы
2023год
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Осень, Признаки Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Осень. Признаки осени.»
Цель: развивать навыки связной речи по теме «Осень. Признаки осени» через игру.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-Уточнить и расширить представление об осени, ее приметах.
-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Осень».
-Совершенствовать грамматический строй речи.
-Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
-Учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
-Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.
-Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.
Коррекционно – развивающие:
-Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.
- Развивать фонематический слух
-Развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
-Развивать творческое воображение.
Коррекционно – воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, работа в парах,взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Используемые методы и приё мы: беседа, активизация диалога и монолога, вопросов, использование игровых технологий и ситуаций.
Оборудование: интерактивная доска (презентация) ,кукла обезьяны, шаблоны солнышка, картинки с признаками осени,муляжи овощей и фруктов, листья с деревьев, колпачки гномиков, аудизапись со звуками,мяч.
Предварительная работа: беседа по теме «Осень», наблюдения за изменениями в природе на прогулке,рассматривание иллюстраций, стихи про осень, повторение пройденных тем «Овощи» и «Фрукты», «Грибы» и «Ягоды».
Ход занятия.
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
Логопед держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Ребята, у нас сегодня не совсем обычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся (приветствие)
Ребята,это еще не все гости. Из сказочной страны Лимпопо к нам приехала
Обезьянка Чичи. Лимпопо находится в Африке,а мы знаем,что там всегда жарко. Давайте Чичи расскажем про время года,которое сейчас у нас. И не только расскажем, но и покажем.
- А какое у нас сейчас время года? (осень) (слайд 1)
- А как долго у нас длится осень? Какие осенние месяцы мы знаем (сентябрь,октябрь,ноябрь) А сейчас у нас какой месяц? -октябрь.
-Давайте вместе с Чичи отправимся погулять. Мы будем не просто гулять,а собирать карточки с признаками осени и вешать на волшебное дерево)
2. Координация движения в сочетании с речью и дыхательное упражнение
Представьте,что мы вышли на улицу (встать около стульчиков) (слайд 2)
Ветер северный подул:
С-С-С («Северный ветер» -дых. упр.)
Все листочки с липы сдул (пошевелить пальцами)
Полетели, закружились,
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: (постучать пальцами)
Кап – кап –кап, кап – кап – кап.
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачками)
Одеялом землю накрыл. (ладони положить на голову).
- Ребята,не успели мы с вами выйти на прогулку, а признаки осени так и посыпались на нас. (слайд 3)
- Посмотрите на небо,какое небо осенью (тучи,идет дождь (слайд 4, почти не светит) первую картинку вешаем на дерево.
-А посмотрите на солнышко! (слайд 5)Перед вами смайлики с солнышком. Сейчас я вам прочитаю о настроении солнышка. А вы внимательно слушайте и нарисуйте это настроение,эмоцию. (слайд 6)
Тучка солнышко закрыло
И наше солнышко загрустило
Я хочу светить,играть
Не хочу я спать!
(признак осени – солнышко редко появляется на небе, тусклое,не веселое, редкое, не греет)
- А как сильно мы с вами дули! Что вы скажете про ветер осенний? (сильный холодный (картинка – ветер) слайд 7
- Ребята,посмотрите,сколько листочков летает и лежит на земле! Как называется это явление? (Листопад) слайд 8 А в какое время года это бывает? Правильно! Только осенью. Молодцы! Вот еще одна картинка – листопад. слайд 9
Молодцы,ребята
- А как надо одеваться в такую погоду? Слайд 10 (люди одеваются тепло,резиновые сапоги,плащи,куртки,берут зонтики)
(еще один признак – надо тепелее одеваться)
- Молодцы!
3. Пальчиковая гимнастика : «Осенняя одежда»
Нам тоже не мешало бы потеплее одеться
Я одежду надеваю
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
И ее вам называю:
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)
Майка, брюки, а еще
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
Свитер, шарфик и пальто.
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)
4. Игра «Назови, какая погода?» (с мячом) слайд 11
Смотрите какой красивый мячик к нам прилетел осенний, наверно он хочет с нами поиграть. Выходите на полянку.
Я волшебный мячик кидаю и погоду называю….
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если пасмурно – пасмурная,
Если сыро – сырая,
Если хмуро – хмурая,
Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная,
Если ясно – ясная.
5.«Массаж биологически активных зон»
Логопед :
— Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
6 .Игра «Звук осени угадай» (звук ветра,звук дождя,птицы улетают курлы-курлы, листья шуршат) слайд 12
Ребята,а давайте послушаем,что нам осень сама о себе расскажет.
(ауди подборка со звуками)
Шум дождя
Ветер дует
Дворник листья подметает
Листья шуршат под ногами
Крик улетающих журавлей
Молоды!
А послушайте музыку и подумайте про какое время года знаменитый композитор Шопен написал это произведение. («Осенний вальс» слушают)
Какая музыка (грустная,звук дождя)
7. Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес» слайд 13
-Ребята, я вам предлагаю прогулку в лес. Что же у нас в лесу происходит осенью.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосна, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Но мы с вами домой не пойдем, а еще немножко погуляем.
Выходим на полянку.
- Посмотрите,какие красивые деревья в лесу. Слайд 14. Что за художник их раскрасил (осень) А какие цвета,какие краски осень использовала,каким цветом листочки раскрасила? (красный,желтый,оранжевый,коричневый)слайд 15
6. Игра «Давай сосчитаем» слайд 16 ,17,18.
Один лист –два листа – 5 листьев
Одно дерево- два дерева – 5 деревьев
Одна груша – две груш – пять груш
7. Игра “Ветер и листочки” слайд 19
Один из игроков – в роли ветра. Остальные – листочки.
Дует, дует ветер!
Дует завывает!
Желтые листочки
с дерева срывает!
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
прямо (Артему)под ножки.
Ловим листочки. (дети разбирают листочки)
8. Игра «С какого дерева листик?» слайд 20,21,22,23
- листик с дуба – значит он какой – дубовый
-листик с березы….
-листик с клена….
- листик с рябины….
Молодцы! Садитесь.
9. Закрепление ранее изученного материала.
- Ребята,посмотрите, слайд 24 что там между деревьями? (Грибы)
А какие грибы нам дарит осенний лес? Помогите ребятам собрать сьедобные грибы в корзинку слайд 25 (опята,лисички,подберезовики,подосиновики,белый гриб) молоды,целую корзинку набрали слайд 26
- А что там вдалеке краснеет? (ягоды) слайд 27
А давайте вспомним, какие ягоды собирают осенью в лесу? (клюква, рябина,калина,шиповник)слайд 28
Посмотрите,какой красивый и богатый лес осенью!
(две картинки признаки – грибы и ягоды)
Слайд 29
Ребята,а что то не слышно птиц в лесу? Что птицы осенью делают?
(улетают на юг)
Молодцы! Вот еще один признак осени,кладем в коробочку.
11. Игра «Маленький гномик» .Назови ласково. Слайд 30
Ребята в волшебном лесу живут маленькие гномики и у них все маленькое и называют оно все ласково. Давайте наденем волшебные колпачки и ненадолго превратимся в гномиков.
Гриб – грибок
Ягода – ягодка
Ветка – веточка
Туча –тучка
Елка – елочка
Корзина – корзинка
Лист –листик
Молодцы! Снимаем колпачки и возвращаемся домой в группу!
-Ой, а что виднеется в далеке. слайд 32. Сад! А что в саду созрело?
(Фрукты!)
-Какая щедрая осень! Давайте вспомним,какие фрукты мы собираем осенью?
(яблоки,груши,сливы, виноград)
- Еще одна примета в коробочку!
- А это что на горочке? Слайд 33 Огород! (осенью собирают урожай овощей)
Назовите овощи (капуста,картошка,помидоры. огурцы.)
12. Игра «Угощение для ежиков» слайд 34
К нам в гости пришли ежики. Один любит фрукты, а другой овощи. Давайте угостим ежиков.
Две тележки (в одну собрать овощи в другую фрукты)
- Молодцы,ребята! Спасибо вам от ежиков. Давайте проводим ежиков,ведь ежикам уже пора готовиться к зиме.
Слайд 35 Ежики и медведи поздней осенью впадают в спячку.
13 .Игра. «Так бывает или не бывает осенью?»
Логопед :
Осень наступает после весны? (Нет. Осень наступает после лета.)
Осенью падает белый, пушистый снег – это листопад? (Нет. Осенью падают листья)
Осенью дни короткие, а ночи длинные? (Да. Осенью дни короткие, а ночи длинные.)
Осень все окрашивает в белый цвет? (Нет. Осень окрашивает все в желтый цвет.)
Дождь пушистый, теплый, легкий? (Нет. Дождь холодный, мокрый, частый.)
III. Итог занятия.
Ребята,какие вы молодцы. Понравилась вам осенняя прогулка с Чичи? Где мы сегодня с вами были? Какая у нас красивая осень! Как вы думаете,Чичи понравилась наша осень? А что ей понравилось,как вы думаете? Посмотрите на наше волшебное дерево?Давайте его подарим Чичи на память.
Сюрпризный момент : ребята,наша гостья в благодарность за нашу увлекательную прогулку привезла нам угощение с Африки,бананы. А мы ей подарим наше волшебное дерево