Татьяна Александровна Копоткина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Игры и игрушки»
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием элементов логоритмики в старшей группе.
Лексическая тема: «Игры и игрушки. Материалы, из которых
изготавливают игрушки (с использованием элементов логоритмики).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Игрушки».
- Учить образовывать:
• существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Игры и игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Старшая группа
- Темочки
• относительные прилагательные
- Учить согласовывать сущ. с личным местоимением;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное, слуховое восприятие и память, навыки ориентирования в пространстве.
- Развивать слухоритмические навыки;
- Развивать навыки выразительности движений,
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к игрушкам.
- Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Игрушки – петушок, жираф, матрешка, робот, кукла, кошка, гном, ежик, мартышка, неваляшка, мишка, слоник, бубенцы, игрушки старинные, расположенные на стеллаж. Картинки-игрушки; схемы слов-предметов, признаков, действий; музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Давайте и мы пожелаем всем доброго утра. Доброе утро, дети! Я рада вас видеть.
(Дети здороваются: «Доброе утро, Татьяна Александровна!»)
2. Развитие выразительности движений.
Логопед: «Давайте все вместе встретим пробуждение нового дня, почувствуем его и подружимся с ним».
(Используя аудиозапись, дети выполняют движения, которые сопровождаеются комментированием логопеда).
Утро начинается, (Поднимание рук вверх, потягивание)
Солнце просыпается.
Посмотрело вниз, (Опускание головы вниз)
Заглянуло к нам в окошко. (Поглаживание щек)
Пробежало по щечкам
и нежно погладило их.
Вставайте, сони,
Доброе утро!
Доброе утро, солнышко! (Поднимание рук вверх)
Дети потянулись и проснулись.
Логопед: «День хороший наступает,
Радость он несет с утра.
И природа оживает,
С добрым утром, детвора!»
Логопед: «Вы любите играть? Я тоже люблю и вас поиграть пригласить с моим другом Гномом хочу. Кто умеет дружно играть и выполнит все мои задания, тот подарок получает, а что там (показывает на коробку) потом узнает.
3. Развитие слухового внимания, памяти.
Логопед: «И так сыграем, детвора. Я буду называть слова, вы запомните и повторите».
- Кукла, мяч, танк.
- Матрешка, собака, ведерко.
- Машина, кубики, юла.
- Неваляшка, пирамидка, мозаика.
- Домино, лото, ракета.
- Велосипед, дудочка, самолет.
- Собака, домик, котик.
- Что обозначают эти слова? (выкладывание на доске модель слова)
А назовите свою игрушку, с которой вы любите играть.
4. Игровое упражнение на ориентировку в пространстве.
Логопед:
«Я знаю, что у вас дома много игрушек, которые дарят или покупают. Мальчики и девочки, а мой магазин игрушек посетить, не хотите ли?
Тогда смелее проходите, как интересно здесь, смотрите!»
(дети подходят к стеллажу с игрушками, рассматривают их).
В магазине все игрушки на витрине. Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят.
- Какая игрушка находится слева от жирафа?
- А справа?
- Какая игрушка над ежиком, а какая под ежиком?
- Какая игрушка между неваляшкой и мишкой?
- Назовем все игрушки по порядку (дети называют рифмованный речевой материал).
«Мы игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Петушок, жираф, матрешка,
Робот, куколка и кошка,
Гномик, ежик и мартышка,
Неваляшка, слон и мишка».
Логопед: «Какая складная считалочка получилась. Где ее можно повторять?
(когда водящего в игре выбирать)
А сейчас колокольчик я беру, и играть вас приглашу.
5. Физкультминутка.
(Дети вслед за логопедом повторяют считалку и выбирают водящего. Водящий берет колокольчик и ритмично звеня, бежит по кругу, на конец текста отдает колокольчик ребенку и встает на его место).
«Я бегу, бегу, бегу,
Колокольчиком звеню
Колокольчик в руки дам,
И на место встану сам».
6. Развитие грамматического строя речи.
Логопед: «Продолжаем мы играть. Вы игрушку купите и о ней нам расскажите» (дети выбирают игрушку).
• «Чей? Чья? Чьи?»
- Это чей робот?
- Это чья пирамидка?
- Это чьи игрушки?
• «Какой? Какая? Какие?»
Поиграем, слова-признаки подбираем (логопед выкладывает на доску схему слова – признака).
- Какой у тебя робот?
- Какая пирамидка?
• «Кто больше назовет слов-действий»
- Как с игрушкой можно играть? (выкладывается схема слова-действия)
• «Назови ласково».
Логопед. Мой гном тоже хочет с вами поиграть. Он принес картинки.
-Мячик маленький поймай и игрушку приласкай.
7. Упражнение на развитие правильного речевого дыхания.
Логопед: «Мы немножко отдохнем и про гномика споем. Но чтобы все звуки чисто спеть, надо дыханием правильно владеть. (музыкальное сопровождение)
- Носом вдох, а выдох ртом дышим глубже, а потом на выдохе споем:
- Кто живет под потолком? Дети: Гном, гном.
- У него есть борода? Да.
- И манишка, и жилет? Нет, нет-нет.
- Как встает он по утрам? Сам, сам-сам.
- Кто с ним утром кофе пьет? Кот, да кот.
- И давно он там живет? Год.
- Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.
- Ну а как его зовут? Скруч.
- Он капризничает, да? Никогда, никогда.
Да…
8. Упражнение на образование относительных прилагательных.
Логопед: «Сейчас игрушку можно купить любую. Их в изобилии делают для вас на фабриках и заводах.
- Что могут делать современные игрушки? (прыгать, ходить, говорить, летать, ездить)
А в старину дети даже не могли мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Это игрушки из глины, лоскутков, творога и соломы. Откроем старинный сундучок.
- Эта матрешка из дерева. Матрешка, какая? (Матрешка деревянная)
- Кукла из тряпок. Кукла, какая?
- Свистульки из глины. Свистульки, какие?
- Колокольчик из фарфора. Колокольчик, какой?
- Самовар из металла. Самовар, какой?
- Игрушка из меха. Игрушка какая?
- Кукла из лыка. Кукла, какая?
9. Упражнение на развитие слухоритмических навыков.
Логопед:. Игрушки делали мастера-умельцы. Как их называли? (игрушечники) Вот эта кукла из лыка очень нравилась ребятишкам. Она умеет танцевать, только надо правильно ритм задать.
- Вспомним некоторые из них ритмы
(Дети читают ритмический рисунок: «Та-та-та, ти-ти. Та-та-та, ти-ти. Та-та-та. ти-ти»)
- А теперь отстучим этот ритм. Все вместе, все раз, получится дружно у нас.
(дети в кругу отхлопывают заданный ритм)
- А теперь отстучим ритм по столу, а кукла пусть попляшет.
10. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Логопед: Ребята, а в сундучке еще игрушки. Кто их смастерил?
(Дети: «Это мы вылепили их из глины»)
- Петушки, какие? Петушки глиняные. Расскажите, как вы их лепили?
«Пальчиковая игра»
Тили, тили, тили, тили, сжимаем пальчики в кулачки
Глину дружно замесили.
На кусочки поделили, имитируем обрыв глины
И игрушки смастерили.
Курочки и петушки, загибаем поочередно пальцы
Зайцы, барышни, свистки.
В гости приходите, разведение рук в стороны
И на них смотрите. выпрямить и растопырить пальцы
- Что нужно теперь сделать, чтобы они были яркими и красивыми?
(Раскрасить узорами)
- Много надо труда приложить, чтобы игрушки смастерить.
Логопед. Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки, и зайчишки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать.
Ребенок: Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Ребенок. Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберем.
11. Итог занятия.
Логопед: Мы игрушки называли. Мы с игрушками играли.
Понравился ли вам мой магазин? Что было самым интересным?
А нам с гномом понравились вы, ребята.
Вот закончилась игра,
Расставаться нам пора.
Будем встречи с вами ждать,
Будем снова мы играть.
(Гном дарит детям наклейки с изображением игрушек)