Грачева Юлия
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну гласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №31
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе : «Путешествие в страну гласных звуков»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять понятие «гласный звук»;
- Закреплять умение чётко артикулировать гласные звуки;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну гласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Упражнять в умении определять гласный звук в начале и в середине слова;
-Выполнять звуковой анализ целого слова;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать интонационные и просодические компоненты речи;
- Развивать речевое внимание, память;
- Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления.
- Упражнять в делении слов на слоги.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую, пальчиковую моторику; координацию речи с движениями.
-Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, мышления.
Воспитательные:
- Продолжать учить внимательно слушать педагога и друг друга.
- Воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось всегда.
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
«Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2. Введение в тему занятия (беседа). Общая характеристика гласных звуков.
2.1. Дети присаживаются в круг.
Мы с вами много общаемся, скажите пожалуйста, из чего состоит наша речь?
Дети: из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги состоят из звуков.
Логопед : Совершенно верно, вы большие молодцы!
2.2. Логопед. Ребята, а сейчас бы я вам хотела загадать загадки.
Динь- дон, динь –дон, Слышу звуков перезвон :
Широко открылся рот, это гласный «А» поет.
-Губки трубочкой тяну, получилась песня «У».
-В улыбку губы растяни, гласный звук поется «И».
-Ротик сделал колесо, гласный звук поется «О».
Рассердились малыши, потянули нотку «Ы».
Улыбнулись «Э» поем, губки помнят и о нем.
Молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки! А какие это звуки?
Дети: гласные.
Логопед :
Какие вы знаете еще звуки?
Дети :Согласные.
Расcкажите мне о гласных и согласных звуках.
-Согласные звуки не поются, они бывают твердыми и мягкими, синим обозначается твердый согласный звук, а зеленым согласный мягкий звук.
Гласные звуки можно петь, тянуть, Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, они обозначаются красным цветом.
Сколько гласных звуков вы знаете? (6).
А сколько букв? (10).
Чем отличаются звуки от букв
-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
3. Основная часть.
Логопед : Молодцы ребята, вы у меня очень умные, вы скоро станете школьниками, и я знаю, что вы будете очень хорошо учиться. Карлсон передал вам коробочку с конфетами.
Логопед : Берет в руки коробочку со сладостями, открывает, а там вместо конфет конверты с заданиями.
Ребята, что это? (в конверте лежит флешка)
На экране появляется старуха Шапокляк:
Здравствуйте ребята. Чтобы получить свои конфеты, вам нужно отправиться в страну гласных звуков и букв, найти коробку с заданиями. Если вы мне поможете полнить все задания, я отдам ваши конфеты, если нет, они останутся у меня. (слайд №2)
Логопед :
Ребята, Но чтобы узнать, сможем мы выполнить задания?
Дети: - да.
Логопед : Как же нам добраться в страну звуков? Как хорошо, что я знаю волшебное заклинание. Вы готовы перенестись в страну «Гласных звуков?»
Дети: да.
Логопед : А, О, У,Э,Ы,И.
В страну гласных звуков нас перенеси!
Ребята, вот мы и в стране гласных звуков! (слайд №3)
Посмотрите, вот наш коробок с заданиями, вы готовы выполнять? (на столе стоит коробка с заданиями).
Логопед : Открывает конверт под номером 1.
3.1. «Угадай гласный звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ребята, подойдите к столу, вспомните, каким цветом обозначается гласный звук?
Дети: красным.
Лог: совершенно верно, на столе лежа красные светофоры, поднимите, когда услышите гласный звук.
Логопед : Какие вы молодцы, я думаю, нам можно переходить к следующему заданию, вы готовы?
Дети: да
Логопед открывает второй конверт.
3.2. «Назвать первый звук в слове»
Ребята, нам нужно найти фигурки и отгадать, на какой звук начинается слово.
Каждый из вас вытащит фигурку из мешочка, и назовет первый звук в этом слове.
(логопед предлагает детям по одному, вытащить фигурки, которые находятся в мешочке)
Логопед : -Дети, а на какой звук, не было ни одного слова,
Дети: -на звук «Ы» нет слов.
Логопед : а какое мы знаем правило?
Дети: Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву «Ы».
Звук «Ы»может находиться или в середине или в конце слова.
Логопед : Ребята и с этим заданием вы справились!
Но перед тем, как мы откроем следующий конверт, нам нужно набраться сил! Становитесь в кружок, и повторяйте за мной!
3.3 Физкультминутка.
(Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку, пропевая гласные звуки. Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.)
Гласные звуки
«А,У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх.
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед.
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны.
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой.
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади.
Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди.
Раз присели, два привстали и друг другу помахали.
Логопед : Что ж ребята, зарядившись такой энергией, мы с вами продолжаем выполнять задания!
Давайте откроем 3 конверт!
3.4. «Найти, где находится гласный звук в слове.»
Дети давайте присядем за столы, и выполним с вами звуковой анализ слов.
Дети вспоминают, что слово имеет начало, середину, конец.
Ребята, на экране появится сначала буква, которую нам нужно будет найти в тех словах, которые нам покажут, вам нужно будет положить на схему красный кружок, где находится эта буква, вначале, в середине, в конце.
Сначала ищем
Звук «А»- арбуз, шуба, чайник. (Слайд № 4,5,6,7)
Звук «У» - улитка, бусы. (Слайд № 8,9,10)
Звук «И»–слива, игрушки, сапоги. (Слайд № 11,12,13,14)
Звук «О» – сок, стол, ведро. (Слайд № 15,16,17,18)
Звук «Э» –эскимос, термос. (Слайд № 19,20,21)
Звук «Ы» –часы, рыба. (Слайд № 22,23,24)
На слайде появляются картинки, дети выкладывают на схеме.
Логопед : молодцы, и с этим заданием вы справились!
Нас ждет следующее задание! Логопед открывает следующий конверт.
Это задание уже сложнее, нам нужно размять наши пальчики.
3.5 Пальчиковая гимнастика. (Упражнение с сенсорными мячиками).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну!
А теперь последний трюк- мяч катаю между рук!
3.6. «Найди гласную букву»
Логопед : ребята вам нужно будет написать ту гласную букву, которая есть в этом слове. Вытаскивайте картинку. В каждом слове спрятана всего лишь одна гласная буква. Но у нас даже нет ручки и карандаша, чтобы ее написать. Что же делать?
-ответы детей.
-Правильно можно ее выложить из ракушек или камней, как раз в этой стране есть волшебные камни. (Логопед дает детям тарелочки с кинетическим песком, на которых они будут выкладывать из камней букву)
перед вами лежат картинки, вам нужно будет отгадать, какая гласная буква находится в этом слове и выложить ее из …
(Лук, дом, кит, сыр, Эльф, рак)
Молодцы, справились с заданием!
Логопед : Осталось совсем немного заданий. Открывает 5 конверт.
3.7 «Делим слова на слоги»
Со словами мы играем,
Слова на слоги разделяем.
Вам нужно разделить слово на части или слоги.
Как еще можно узнать сколько слогов в слове?
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед : совершенно верно, мы с вами сначала делим слово на слоги хлопками, потом выкладываем это слово на схеме и проверяем, сколько в слове гласных столько и слогов.
( На экране появляются слова: жук, банан, шапка, малина, буратино.) (Слайд № 25-34)
Логопед. Осталось совсем немного заданий. Открывают предпоследний конверт.
3.8. Ребята, нам нужно отгадать ребусы! А кто знает, что это? «Ребус» (На интерактивной доске). (35-40)
Дети отгадывают ребусы.
Молодцы ребята! Все задания выполнены!
На экране появляется старуха Шапокляк: Ребята, какие вы умные, справились со всеми заданиями! Придется мне вам отдать ваши конфеты! Их я переложила в другую коробку, посмотрите внимательно вокруг, вы найдете коробку, под розовым платком, а так как вы выполнили все мои задания, я в награду, в коробочку насыпала вам еще много конфет, чтобы вы могли поделиться со своими друзьями в группе! Я желаю вам удачи в учебе! До свидания! (Слайд № 41,42)
Логопед : Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
Их закроем, отдохнём!
Ребята, пока отдыхают ваши глазки, я произнесу волшебное заклинание, чтобы мы смогли вернуться в детский сад!
«АУЭОЫИ» в детский сад нас перенеси!
Логопед с детьми берут сладости и договариваются, что будут есть их в группе.
4. Итог занятия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что вам понравилось на занятии?
- С чем вам было трудно справиться?
- Спасибо всем за занятия.
Выполнила учитель-логопед
Грачева