Ольга Бельская
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Попасть бы вдруг, за северный полярный круг! Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе : «Попасть бы вдруг, За северный полярный круг! Животные Севера»
Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Попасть бы вдруг, за северный полярный круг! Животные Севера“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
формировать у детей представление о животных Севера, закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;
активизировать и расширять словарь признаков;
развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе);
закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
закреплять умение образовывать множественное число существительных;
развивать слуховое внимание;
развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
воспитывать интерес к окружающему миру, активность, внимательность, инициативность.
Оборудование: глобус, животные севера (игрушки, картинки с изображением животных Севера.
Ход занятия
1. «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
2. Рассказ логопеда
Север – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледокол). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно- исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течении 1-2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т. д.
3. Логопед. Предлагаю вам ребята превратиться в животных Севера.
Упражнение на развитие дыхания
«Умка сдувает снежинки» - представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».
Артикуляционные упражнения:
«Тюлень» - широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
«Исхудавшие пингвины» - втянуть щёки;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон» - окошечко;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;
«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;
«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево - вправо;
«Тюлень ловит рыбу» - язык чашечкой;
«Птенец пингвина пробивает скорлупу» - стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;
«Морской слон рычит» - язык за верхними зубами: др-р-р-р-р.
4. Поиграем в игру. «Назови, одним словом. Образование сложных прилагательных» :
У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)
У медведя толстые лапы. (толстолапый)
У песца острые зубы. (острозубый)
У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)
У оленя быстрые ноги. (быстроногий)
У моржа толстая кожа. (толстокожий)
У песца длинная шерсть. (длиношерстный)
У моржа длинные усы. (длинноусый)
5. Игра: «Назови семью»
Морж – моржиха – моржонок (моржата);
Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);
Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);
Северный олень – северная олениха – северные оленята;
Тюлень – тюлениха – белёк.
Песец – полярная лиса – щенок.
6. Пальчиковая гимнастика
Олени по тундре гуляли,
Мох себе они искали.
Но вот льдинки зашуршали,
Эй, олени это волк!
Вы скорее убегайте,
Оленят своих спасайте! «Ходят» 4-мя пальцами
По столу
Трут ладошки друг о друга
Ладони поднять, пальцы раскрыть
Снова «бегут» по столу.
7. Игра: «Какой? Какая?»
Северный олень (какой) – сильный, быстроногий, травоядный, большой, рогатый, отважный ….
Белый медведь (какой) – неуклюжий, большой, мохнатый, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный…
Морж - какой? (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)
Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)
Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)
8. Игра с мячом «Один - много»
Один ластоногий тюлень - много ластоногих тюлений.
Один клыкастый морж - много клыкастых моржей.
Один рогатый олень - много рогатых оленей.
Один толстолапый медведь - много толстолапых медведей.
Один голодный волк - много голодных волков.
Одна глазастая сова - много глазастых сов.
9. Физ. минутка
Дует ветер северный (качают руками над головой)
Поднялась метель (кружатся)
Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).
Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)
А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу).
10. Игра: «4 лишний»
Пингвин, морж, тюлень, олень
Сова, заяц, волк, песец
Медведь, олень, морж, тюлень
11. «Чей, чья, чье, чьи?»
Чей это хвост? Нос? (Это медвежий хвост. Это медвежий нос).
Чья это голова? Шея? (Это медвежья голова. Это медвежья шея).
Чье это ухо? Туловище? (Это медвежье ухо. Это медвежье туловище).
Чьи это лапы? Усы? (Это медвежьи лапы. Это медвежьи усы).
12. Массаж пальцев
На севере белый мишутка живёт,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку)
14. Игра «Составь предложение».
Из данных слов составьте предложения:
На, водятся, Севере, медведи, белые.
Холодно, там, зимой, очень.
Люди, оленей, разводят, там, северных.
Медведи, хищники, белые, это.
Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.
15. Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)
Логопед. Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Белый медведь живёт в жарких странах.
Дети. Белый медведь живёт на Севере.
Логопед. Тюлень охотится на белого медведя.
Дети. Белый медведь охотится на тюленя.
Логопед. Северный олень живёт в воде.
Дети. Северный олень живёт на суше.
Логопед. Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.
Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.
Логопед. Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.
Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
Логопед. Морж клыками ловит рыбу.
Дети. Морж клыками цепляется за льдины.
22. Итог занятия : Где мы сегодня побывали? Что понравилось?