Ирина Артамонова
Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.
Цель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению. Поиск эффективных методик коррекционного воздействия на речь детей всегда остаётся актуальным для учителя- логопеда. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование метода наглядного моделирования [1].
Публикация «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
В основе метода лежит использование заменителя (модели, в роли которого могут выступать схемы, символы, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в коррекционной работе в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач [2].
Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Наглядное моделирование можно использовать в работе над всеми компонентами речевой системы у дошкольников с ОНР. Остановимся на применении этого метода при коррекции звукопроизношения.
Как известно, весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа: подготовительный; постановка звука; автоматизация звука; дифференциация смешиваемых звуков.
На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.
На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей : профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков. Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т. д. [4].
Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они забывают артикуляцию формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи.
Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на них картинками-символами.
При автоматизации звука в слогах применяются зрительные символы согласных и гласных звуков, предложенные Т. А. Ткаченко [3].
Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы, силуэтные изображения.
Дети с ОНР часто не могут правильно воспроизвести последовательность слов в предложениях, запомнить даже небольшое стихотворение. Автоматизировать и дифференцировать звуки в предложениях, стихотворениях и текстах помогают так называемые мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений с автоматизируемыми звуками. На каждое слово стихотворения рисуется картинка. После этого ребёнок, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Применение метода наглядного моделирования способствует усвоению знаний, вызывает непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР позволяет повысить результативность коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Список литературы:
1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф Гаркуши. – М. : Секачёв В. Ю., 2007. – 17 c.
2. Пятница Т. В., Солоухина-Башинская Т. В. Справочник дошкольного логопеда – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. –173-177 с.
3. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. – М. : Книголюб, 2007.– 46-48 с.
4. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989. –32 c.