Скрипова Наталья
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Насекомые»
Занятие 2
Образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыков звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков. Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, внимания, фонематических представлений, общих речевых навыков, просодической стороны речи, общей моторики, координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи. Развитие самостоятельности, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мольберт, игрушечные насекомые на фетровой зеленой полянке, презентация к сказке «Как кузнечик помогал слабым», «Светофорчики» с синими и зелеными фишками, контейнер с карандашами, бабочки-карточки с перепутанными словами, кукла Аришка, звуковая схема – шифровка к слову Жук, магнитная доска.
Предварительная работа. Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями насекомых. Разучивание упражнений «Зарядка» и «Стрекоза». Разучивание загадок о насекомых с отдельными детьми.
Ход занятия
1. Орг. момент. Упражнение «Рассмотри насекомых». Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоц. фона занятия. Развитие фонематич. представлений.
Приветствие
Л. Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие мы все хорошие ребята.
Дети под музыку входят в группу. Подходят к мольберту с закрепленными на нем игрушечными насекомыми (бабочками, стрекозами, жуками, кузнечиками, мотыльками).
Л. Сегодня мы с вами и с нашей знакомой девочкой Аришкой вновь отправимся в сказку, которая называется «Как кузнечик помогал слабым». Чтобы попасть в сказку, выполните мое первое задание. Рассмотрите насекомых. Есть ли среди них насекомое, в названии которого есть твердый согласный звук [з]?
Д. Да. Это стрекоза.
Л. Теперь найдите насекомое, в названии которого есть звук [ч].
Д. Это бабочка.
Л. Есть ли здесь насекомое с мягким согласным звуком [с’]?
Д. Да. Это гусеница.
Л. В названии какого насекомого третий по счету звук [к]?
Д. Это жук.
Логопед. Вот мы и отправимся сегодня в сказку про насекомых. Эта сказка называется «Как кузнечик помогал слабым».
2. Рассказывание логопедом сказки. [Развитие речевого слуха]
По мере рассказывания на наборное полотно выставляются иллюстрации.
Логопед. Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и кто-то крикнул: «Пора вставать!».
Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.
Давайте покажем, как кузнечик делал зарядку.
3. Упражнение «Зарядка». [Развитие общей моторики, общих речевых навыков. Координация речи с движением. ]
Логопед. Давайте и мы сделаем зарядку.
Раз, два, три, четыре. (Движение руками перед грудью с поворотами)
Расправляем плечи шире. влево-вправо.)
На носочках покружились, (Кружатся, руки на поясе.)
Низко-низко наклонились, (Наклоны вперед.)
А потом поприседали. (Приседают.)
От зарядки мы устали! (Расслабиться, уронить голову и руки.)
Логопед (приглашает детей сесть на свои места и продолжает) :
А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый — помогу.
Я иначе не могу!
Л. Ребята, кто из вас может спеть боевую песню кузнечика, четко произнося все звуки?
Один или двое детей повторяют песню.
Чтобы продолжить путешествие в сказке с Аришкой нам нужно выполнить еще одно задание.
4. Упражнение «Светофорчик». Развитие фонематических представлений (определение звука в слове)
Ребята подходят к «Светофорчикам» с зеленой и синей фишками.
А теперь вы будете обозначать фишками место звуков р и р в словах – названиях насекомых. Обратите внимание, у вас две фишки, одна синяя и одна зеленая. Какой звук обозначает синяя фишка?
Д. Твердый звук.
Л. А какой звук обозначает зеленая фишка?
Д. Мягкий звук
Л. Я буду произносить названия насекомых, если вы услышите твердый звук р названии, вы определяете место звук и ставите синюю фишку на «Светофорчике». А если слышите в слове мягкий звук р, то ставите зеленую фишку. Стрекоза, комар, рисоед.
Л. Какой звук р в словестрекоза, твердый или мягкий?. Где стоит звук в слове, в начале, в середине или в конце слова? (так со всеми словами)
Дети выполняют задание
Л. Вы молодцы, хорошо справились с заданием и теперь мы можем продолжить путешествию в сказку. Проходите на свои места.
Логопед. И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал: — Отпусти зайчонка, не то худо будет!
— Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! — засмеялась лиса.
— Ах, так? — воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту — комару.
Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.
4. Отгадывание загадок. [Развитие слухового внимания]
Логопед. Если вы внимательно слушаете сказку, то отгадаете загадки, которые
Летит, пищит,
Ножки тонкие тащит.
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
Дети. Это комар.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. У комара тонкие ножки, он пищит и кусается.
С ветки — на травинку,
С травинки — на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
Дети. Это кузнечик, потому что он зеленый и похож на пружинку — хорошо прыгает.
Дальше возвращаемся в сказку
Логопед.. Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу — свой боевой вертолет — и полетел прямо на жука.
5. Упражнение «Стрекоза». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. ]
Логопед. Скорее превращайтесь в стрекоз и летите вместе с кузнечиком.
Летит стрекоза, (Бегут по кругу, расставив руки.)
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза.)
Вверх, вниз, (Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.)
Взад, вперед, (Меняют направление бега.)
Как прозрачный самолет. (Продолжают бег по кругу.)
6. Рассказывание чистоговорок. [Развитие речевого дыхания, просодической стороны речи, общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифф-ия всех поставленных ранее звуков. ]
Логопед. А теперь давайте расскажем чистоговорки про насекомых. Сделайте вдох, а на выдохе расскажите чистоговорку. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков.
Дети. РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары; РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров; ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза;
Путешествуем дальше
Логопед.. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
Ребята, а нам опять нужно немного потрудиться, чтобы узнать, чем же закончилась сказка.
7. Упражнение «Собери слова» [Совершенствование навыка составления и чтения слов]
Л. Ребята, пока вы путешествовали по лесной поляне, кто-то из бабочки принесли нам необычные слова. Здесь зашифрованы названия насекомых, которые вам передают привет. Расшифруйте их и узнаете, какие насекомые передают вам привет. АОС – ОСА, КЖУ-ЖУК, ХМУА-МУХА, РКМАО- КОМАР, ПЧАЛЕ-ПЧЕЛА и д. р.
Л. Хорошо. Возвращаемся к сказке
Логопед. После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть.. Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как сказка закончилась. И девочка пошла домой.
8. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи, памяти. ]
Логопед. А мы давайте вспомним, каких насекомых девочка увидела в сказке.
Дети. Девочка увидела в сказке кузнечика, комара, стрекозу, жука, бабочек.
Логопед. Вспомните описание природы из начала сказки.
Дети. Стояла весна. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.
Логопед. Понравился ли вам боевой кузнечик? Почему?
Дети. Нам понравился кузнечик, потому что он был сильным, смелым, помогал слабым.
Логопед. Кому помог кузнечик?
Дети. Кузнечик помог зайцу и бабочке.
Л. От кого защитил кузнечик бабочку?
Д. От жука
9. Упражнение «Подбери схему». [Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Помещаю на мольберт звуковую схему.
Л. Посмотрите на эту звуковую схему. Подумайте, к названию какого насекомого она подходят. Объясните свое решение.
Д. Схема подходит к слову жук, потому что в этом слове три звука:
Логопед. Перечислите звуки по порядку.
Дети. [ж], [у], [к].
Л о го п ед. Сколько гласных в этом слове?
Дети. В этом слове один гласный звук [у].
Л о го п е д. Сколько согласных в этом слове?
Дети. В этом слове два согласных звука [ж], [к].
Логопед. Какие это звуки?
Дети. Это твердые согласные звуки, [ж] — звонкий, [к] — глухой.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей]
Логопед. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
Кто может пересказа
Дети. Это сказка «Как кузнечик помогал слабым». Какие задания вам понравились? Какие были сложные?
Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе и нарисуйте иллюстрацию к сказке. А завтра мы устроим выставку.