Елена Самойлова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме «Осень. Осенние месяцы»
Образовательные цели:
- закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;
- расширять и активизировать словарь; подбор антонимов к прилагательным
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образование наречий от прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).
Коррекционно-развивающие цели:
- закреплять навык деления слов на слоги
- развивать координацию движений с речью;
- развивать связную речь;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
Воспитательные цели:
- формировать навыки самостоятельности, активности;
- формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;
- магнитная доска;
- мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадки. Слушайте внимательно.
Время года отгадай
Собирают урожай,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают.
(Осень)
2. Введение в тему занятия.
Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?
1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.
Логопед. Какой месяц наступит после него?
2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.
3. Игра «Приметы осени»
Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».
Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.
Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.
Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди. На дорогах лужи.
Дует сильный, холодный ветер.
Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
С полей и огородов убирают урожай.
Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.
4. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру :
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Осень, туча, листопад, слякоть, непогода, ветер.
5. Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью — осеннее;
ветер осенью —
небо осенью —
туча осенью —
дождь осенью —
лес осенью —
аллея осенью —
погода осенью —
пальто осенью —
сапоги осенью —
одежда осенью —
куртка осенью —
день осенью —
утро осенью —
роща осенью —
парк осенью —
6. Образование родственных слов
Дождь - дождик, дождичек, дожди, дождит, дождливый, дождевой, дождливо, дождевик…
Что делает дождь? - идет, моросит, льет, капает, шумит, мочит, поливает
7. Динамическая пауза
Логопед приглашает детей выйти но ковер и выполнить знакомое упражнение.
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднима-
Начал капать дождь колючий. ют вверх перекрещенные руки.
Прыгают на носочках, держат руки
Долго дождик будет плакать, на поясе.
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая коле-
Поднимай повыше ноги. ни.
8. Пальчиковая гимнастика
«Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.
Он бежит по переулку, Загибают по одному пальцу на руках на каждую строчку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
9. Образование наречий от прилагательных «Скажи как?»
Если день пасмурный, мы можем сказать – на улице как? Пасмурно.
Если земля мокрая, мы скажем – на улице как? Мокро.
Если день сырой, скажем как? – сыро
Если день дождливый, скажем как? – дождливо
Если день ненастный, скажем как? – ненастно
Если день ветреный, скажем как? – ветрено
Если дорожки грязные, скажем как? – грязно
10. Игра «Скажи наоборот» — упражнение в подборе антонимов (прилагательных)
Осень ранняя — поздняя,
день веселый — грустный,
день солнечный — пасмурный,
небо голубое — серое,
время холодное — теплое, жаркое,
небо яркое — тусклое,
облако белое — туча черная,
погода хорошая — плохая.
11. «Исправь ошибку»
Осенью часто светит солнце, и редко идут дожди.
Осенью птицы прилетают из тёплых стран.
Осенью на деревьях появляются листья.
Осенью люди на полях сеют семена.
12. Итог занятия.
Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?
Логопед : Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.