Елена Долматова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
Основная образовательная область: «Коммуникация".
Коррекционно-развивающие цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звуков в игровой деятельности.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Словарь. Лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, бобер, барсук, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хищный, опасный.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Методические приемы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение, пересказ.
Наглядные - демонстрация картинок и пособий.
Игровые – разгадывание загадок, игра с мячом «Назови семью», проведение упражнения «Зайки», дидактическая игра «Составь предложение из слов».
Практические – коллективное рисование картины, самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, контейнер с цветными карандашами, клей, сюжетная картина с изображением зимы, фигурки животных, почтовые конверты, резиновый мяч средних размеров, рабочие тетради детей.
Предварительная работа.
Чтение рассказов: Е. Чарушин «Кто как живет», К. Д. Ушинский «Спор животных», Г. Я. Снегирев «Бобренок».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задачи: Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона. Развитие речевого слуха и фонематических представлений (определение места звука в слове).
Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где на маленьком столике лежат конверты с изображениями букв.
Л. : Даша, скажи, пожалуйста, какой первый звук в твоем имени?
Даша: Д.
Л. : Возьми конверт, на котором изображена буква Д и присядь на свое место.
Аналогичное задание выполняют остальные дети.
Л. : Откройте конверты и посмотрите, что в них?
Дети: Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа.
Л. : Кто это такие?
Дети: Это дикие животные.
Л. : Почему их так называют?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Л. : На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.
2. Коллективное рисование картины «В зимнем лесу».
Задачи: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и навыка ориентировки на плоскости. Развитие диалогической речи, воображения и мышления.
Л. : Сейчас мы с вами нарисуем картину «В зимнем лесу». Вы видите, что я уже нарисовала заснеженные кусты и сугробы, высокую сосну. Осталось только добавить животных. Каждый из вас дополнит картину, используя свои фигурки. А кто пойдет первым, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку:
Без тропинок и дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….
Дети: Еж.
Л. : У кого фигурка ежа? Выходи, пожалуйста, бери клей и приклеивай фигурку в нужное место на нашей картине. Молодец. Скажи, какие слова-признаки мы можем подобрать, еж какой?
Ребенок: Маленький, колючий, серый, умный.
Л. : Правильно, садись, пожалуйста на свое место.
Подобное задание выполняет каждый ребенок.
Загадки.
В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле, живет в тепле?
Непоседа, егоза, словно бусинки глаза.
(Белка)
Слова-признаки: шустрая, пушистая, красивая, забавная.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее … (лисица).
Слова-признаки: хитрая, ловкая, изворотливая, рыжая.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Волк)
Слова-признаки: серый, злой, страшный, зубастый.
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
(Заяц)
Слова-признаки: белый, косой, быстрый, трусливый.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Слова-признаки: большой, косолапый, лохматый, бурый.
Л. : Сколько разных слов вы подобрали, чтобы описать каждого лесного жителя на нашей картине. А сейчас я бы хотела проверить, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на нашу картину, какая здесь допущена ошибка?
Дети: На картине изображено зимнее время года. Белка к зиме меняет свой мех с рыжего на серый.
Л. : Конечно. Вы просто молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
3. Дидактическая игра «Составь предложение из слов».
Задачи: Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного, творительного, предложного падежей, преобразование глаголов из неопределенной формы в глаголы настоящего времени).
Ежик, норка, спать, в. Ежик спит в норке.
Заяц, куст, прятаться, под. Заяц прячется под кустом.
Белка, сидеть, ветка, на. Белка сидит на ветке.
Лиса, мышка, охотиться, на. Лиса охотится на мышку.
Медведь, берлога, зимовать, в. Медведь зимует в берлоге.
Волк, от, голод, воет. Волк воет от голода.
4. Физминутка.
Задачи: Выполнение упражнения «Зайки» на координацию речи с движением. Автоматизация произношения звуков в связной речи.
Зайки белые сидят и ушами шевелят, (Дети приседают, держа ладони у головы.
Вот так, вот так, – и ушами шевелят, Имитируют шевеление ушками).
Зайкам холодно сидеть, (Дети встают и потирают кисти рук -
Надо лапки им погреть. «греют лапки»).
Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, (Дети прыгают на месте, держа руки
Надо зайкам поскакать. на поясе).
Вот так, вот так, - надо зайкам поскакать.
5. Игра с мячом «Назови семью».
Задачи: Активизация словарного запаса. Совершенствование лексико-грамматических представлений. Образование однокоренных слов.
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч ребенку, называя любое дикое животное. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно логопеду, при этом называя всю семью этого животного. Например,
Л. : Лось.
Ребенок: Папа – лось, мама – лосиха, детеныш – лосенок.
Таким образом, отвечает каждый ребенок.
Животные : волк, заяц, еж, белка, медведь, лиса.
6. Работа в тетрадях.
Задачи: Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слова. Профилактика нарушений письменной речи. Подготовка руки к письму, развитие тонкой моторики.
Логопед приглашает всех сесть за парты и открыть рабочие тетради.
На странице изображение волка. Под ним схема:
Задание 1: Обвести контур и по образцу заштриховать рисунок вертикальными линиями (самостоятельно).
Л. : Ребята, кто напомнит, как мы проводим вертикальные линии?
Дети: Проводим прямую линию сверху вниз.
Л. : Верно. Пожалуйста, приступайте к работе.
Задание 2: В пустые клеточки вписать название животного (совместная работа с логопедом).
Логопед уточняет у детей общее количество звуков, их последовательность, записывает слово на доске – дети печатают в тетрадях.
Задание 3: Кружки обозначить цветом, где синий цвет обозначает согласный звук, а красный – гласный (совместная работа с логопедом).
Проводится устный звуко-буквенный анализ
лова. Дети работают цветными карандашами в тетрадях.
7. Итог занятия.
Л. : Вот и подошло к завершению наше занятие. Скажите, ребята, о чем мы говорили сегодня? Что нового мы узнали? Что вам понравилось больше всего? Спасибо за то, что внимательно меня слушали и хорошо отвечали на вопросы.