Василя Амирова
Конспект логопедического занятия (старшая группа). Тема: «Гласный звук И».
Конспект фронтального занятия по формированию звуковой стороны речи в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни.
Амирова В. Р.
Учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи, Тюменская обл.
ТЕМА : «ГЛАСНЫЙ ЗВУК И».
Цель:
Публикация «Конспект логопедического занятия (старшая группа), Тема: „Гласный звук И“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Коррекционно-образовательная: чёткое произнесение и характеристика звука И; выделение звука в начале слова; формирование навыков звукового анализа звукосочетаний АУ, ИА, АУИ; практическое закрепление гласных звуков в речи, деление слов на слоги, совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающая: развитие фонематических представлений, развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, осязания, воображения, логического мышления, связной речи.
Коррекционно-воспитательная: формирование навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности и инициативности, доброжелательности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сухой бассейн; предметные картинки на звуки А, У, И, красный замок гласных звуков, фишки для звукового анализа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут «Ириска», я из страны гласных звуков. Слышали про такую страну. Тогда я предлагаю прямо сейчас отправится в замок гласных звуков. А поедем мы на поезде. Чтобы сесть в поезд нужно приобрести «билеты».
2. Закрепление гласных звуков А,У.
Дети достают из сухого бассейна картинки, проходят к столу.
-Назовите, что изображено на ваших картинках и на какой звук начинается это слово (садятся).
- Какие звуки вы называли? (гласные). Почему они гласные (потому что поются, губы открыты, язык внизу, воздух проходит спокойно).
3. Знакомство со звуком И.
Пока мы едем, предлагаю поиграть в картинки.
- Посмотрите на картинки, давайте произнесем, выделяя первый звук :
Аист Арбуз Автобус Индюк
- Все ли картинки начинаются на один звук? Какая лишняя? Почему? (Индюк на И).
Утка Утюг Улитка Индеец
- Какая картинка лишняя почему?
Сегодня познакомимся с новым звуком И. Произнесём вместе Индюк, Индеец, Игрушки, Избушка, Иголка.
4. Характеристика звука И.
- Мы остановились перед волшебным озером. Давайте посмотрим в озеро и произнесем звук И. Посмотрите, губки улыбаются, зубы закрыты, язычок внизу за зубками. Произнесите звук И протяжно, спойте его. Вы догадались какой это звук? (гласный, потому что поётся). Обозначим его вытянутым, как наш ротик прямоугольником.
- Отгадайте по моим губам, какой звук я произнесу неслышно.
5. Развитие слухового внимания.
1. Психогимнастика.
- Давайте выйдем из вагончиков и пройдём на полянку. Закройте глазки и представьте, что вы на цветочной полянке понюхайте носиком, как вкусно пахнут цветы, представьте, как порхают бабочки, так и хочется их поймать.
2. Игра «Поймай звук И». Приготовьте ладошки и поймайте звук И.
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук И :
а) из ряда гласных (И, А, У, И, У, И);
б) из ряда слогов (ИХ, АМ, ИК, УХ);
в) из ряда слов (ИГЛЫ, АРБУЗ, ИЗБУШКА).
3. Физминутка.
А – руки вверх, у – руки в стороны, И – присесть.
Поиграли, пора возвращаться в вагончики.
6. Звуковой анализ звукосочетаний (работа с фишками).
Продолжаем наше путешествие.
Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные звуки. А - большой круг. У - маленький кружок? Новый звук И - вытянутый прямоугольник. Чтобы, нам было весело в пути, споём песенку. Я буду показывать звук, а вы его пойте. А теперь вы слушайте:
АУ – сколько звуков я сказала? Выложите их.
- какой первый звук? какой он? (гласный)
- какой второй? какой он?
- А теперь поменяйте местами. Что получилось? (УА)
- какой первый звук? какой он? (гласный)
- какой второй? какой он?
- а теперь замените первый звук У на звук И, что получилось?
А теперь посчитайте на пальчиках - АУИ – сколько звуков я сказала?
- какой первый звук? какой он? (гласный)
- какой второй? какой он?
- какой третий звук? какой он?
7. Дидактическая игра «Угадай слово» (составление простых предложений / деление на слоги).
- Я стану загадывать слово без первого звука. А вы отгадайте какой звук я пропустила. Вам помогут картинки.
…тюг, …нанас, …грушки, …литка …голка
- Назовите действие каждого предмета /- Прохлопайте слова из 2-х частей, 3-х частей.
8. Итог занятия.
- Ребята вот мы с вами и приехали к замку гласных звуков. Посмотрите, какие звуки нас уже встречают? (А, У). А какого звука не хватает? С каким звуком мы сегодня познакомились? (И). Какой он? Давайте поселим его в красном замке.
- Наше путешествие закончилось. А кто мне скажет на какой звук начинается мое имя? И значит, чем я вас буду угощать (ирисками). До свидания, ребята!