Любовь Медведева
Конспект логопедического занятия «Снежные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«СНЕЖНЫЕ СЛОВА»
Составила: Медведева Л. А.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 70»
муниципального образования г. Братска
Цель: работа над коррекцией речи: формирование и расширение семантического поля «снег», совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, падежных форм существительных, употребление существительного в родительном падеже ед. числа, работа над звукопроизношением.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи:
обогащать словарь по теме «Зима»;
упражнять детей в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных;
закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять первый звук в слове.
Развивающие задачи:
развивать фонематические восприятие;
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление, невербальное общение;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость;
Развивать навыки сотрудничества;
Воспитывать навыки культуры поведения.
Предварительная работа:
Наблюдение за явлениями зимы;
Чтение художественной литературы Н. Носов «На горке».
Материал для занятий:
зашифрованное слово «Зима»;
снег в коробке;
мультимедийные слайды;
картинки с родственными словами «снег», картинки «крепости»;
снежинки;
картинка «Снеговик»;
крышечки, палочки;
краски, карандаши, бумага;
доска магнитная.
I. Орг. момент
Под моею крышей,
Собралися мыши,
Стала мама их считать
Раз, два, три, четыре, пять. (поиграть с детьми 2 раза)
- Логопед: Ребята, сегодня, утром, когда шла в детский сад, увидела дерево окутанное снегом. Снег искрился, блестел, под ногами скрипел и мне казалось, что я попала в зимнюю сказку. И тогда вспомнила очень интересную скороговорку. А скороговорка не простая, волшебная, в ней много секретов. Послушайте внимательно.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Повторим теперь все вместе. (Все повторяют).
- Логопед: Чтобы дальше нам играть, нужно что-то отыскать. В нашей группе есть секретное задание, его надо найти. Поможете? - (да) (дети ходят по группе ищут коробочку со снежинкой. Показывают коробочку.)
- Располагаемся там, где обнаружили коробочку.
Открываем коробочку, там картинки.
- Логопед: Ребята, картинки не простые, с секретом. В картинках зашифровано волшебное слово. Но чтобы это слово отгадать, будем первые звуки в картинках выделять. (дети выделяют первые звуки в картинках зерно, иней, морж, арка)
- Логопед: Какое слово получилось? (слушаем ответы детей) После того, как выслушала все ответы, говорю правильно, зима.
- Логопед: Зима приносит много сюрпризов и в этот раз она тоже приготовила нам сюрприз. А для того, чтобы узнать, надо загадку отгадать.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
- Показываю снег. Даю детям потрогать снег, предлагаю взять его в руки сделать снежок.
Игра: «Какой снег?» - подбор слов признаков к существительным.
-Логопед: На кого сейчас посмотрю, тот скажет, какой снег? (белый, пушистый, мокрый и т. д.)
- После того, как рассмотрели снег, убираю его.
II. Новый материал
- Логопед: Ребята, я знаю одно стихотворение, в нём спрятаны родственные слова. Ведь у «снега» очень много родственников. Послушайте
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова нам каждый рад.
Весёлой, снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик -
Ведь к снегопадам он привык.
- Логопед: Когда буду читать второй раз стихотворение, как только услышите родственные слова, хлопните в ладоши. Читаю стихотворение второй раз.
- Снежинки лежат на разносе. Детям предлагаю взять по одной снежинке и поиграть.
Логопед: Устроим настоящий снегопад. Вспомним родственные слова. А из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (снег падает). В какую сторону пойдём, в левую или в правую? (Дети предлагают) По очереди называют родственные слова.
- Замечательно. Соберут снежинки мальчики, у которых имена начинаются на звук [в]
- III. Физминутка
1, 2, 3, 4 –
Мы с тобой снежок слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два - поймаем,
Три – уроним
И сломаем.
Только крепкими мы станем. (играем 3 раза)
- Логопед: Ребята, какое похожее слово можно подобрать к слову «крепкий»? – (ответы детей, выслушиваю разные варианты).
- Логопед: Посмотрите, где в нашей группе расположились крепости? (дети находят крепости, подходим к доске).
IV. «Крепость» деление слов на слоги
- Посмотрите у нас схемы слов, в какой крепости есть 2 слога, а 3 слога? Определим, сколько слогов в этих родственных словах и заселим слова-картинки в крепость. Как это можно сделать? Например: Серёжа, как ты разделишь слова на слоги? (показывает, а остальные дети за ним повторяют) и т. д.
(снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик). Дальше все вместе.
(Предлагаю детям сесть за стол)
- Логопед: Ребята, у нас есть одно слово «снег». Задание будет сложное слово «снег» в предложениях будет меняться. Я начну, а вы продолжите.
V. «Закончи предложение» (падежное управление)
Зимой часто идёт … (снег)
А летом не бывает … (снега)
Все дети зимой рады (снегу)
Зима богата (снегом)
Летом мы мечтаем (о снеге)
Логопед: Как хочется дальше поиграть…Вспомнила.
Раз, два, три, четыре, пять надо пару отыскать.
- Логопед: парочки дружные, не ссорятся, умеют договариваться друг с другом. Выбирайте место, где будем играть. Парочки вытягивают конверт с заданием. После того, как выполнят задания, дают сигнал. Проверяем.
VI. «Четвёртый лишний»
1. Снеговик, снежинка, снегирь, санки.
2. Снегопад, снегурочка, снег, коньки.
3. Снежки, снеговик, снегурочка, лыжи.
- Логопед: Снеговик вот перед нами начинаем мы играть.
Что-то мы сейчас запрячем, постарайся отгадать.
Игра «Снеговик» для самых честных и внимательных.
VII. Работа с предложениями.
- Показываю на мольберте снеговика. Пример предложения: «У моего снеговика нет метлы».
- Дальше говорю, выберем одного ребёнка по считалке, он отвернётся, а мы спрячем от него одну картинку. Но никто подсказывать не должен. Дети по очереди отворачиваются.
- Вы так сегодня замечательно играли, но ещё хочу показать родственные слова на экране. Если правильно отгадаете, то получите на экране отгадку.
VIII. Закрепление:
- Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Слайды
«Доскажи словечко» дети добавляют слова, связанные со словом «снег»
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
IX. -Про что мы говорили?
-А как бы вы назвали нашу встречу?
-Кто помнит, какой сюрприз приготовила зима? (снег)
- Посмотрим, что из снега получилось?
-Идём за снегом. Рассматриваем.
-А что мы можем сделать с этой водой? (дети предлагают варианты)
-Дети берут в уголке для рисования краски, карандаши, бумагу и начинают рисовать.