Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме:
«Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках».
Учитель-логопед: Михайлова Наталья
Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком [Р];
-закреплять правильное произношение звука[Р] в словах, предложениях;
- закрепить навыки звукового анализа и синтеза;
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;
- развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;
-развивать фонематические слух и восприятие;
- развивать речевой слух, зрительное внимание, память;
-обогащение словарного запаса
-развивать мыслительные операции.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение деятельностного метода и игровых приёмов.
Оборудование:игрушка собаки, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, схемы для характеристики звука [Р], магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, елка, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами.
1 этап – мотивационно-целевой
-Здравствуйте, ребята.
-Сегодня я приглашаю вас поиграть, однако, мы будем играть не одни. Вы сейчас узнаете, с кем.
- Вам предстоит отгадать кто это.
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная. (Собака)
-Молодцы правильно. Это – знакомая собака.
- Пес просит, чтобы вы придумали ей имя. Её имя начинается со звука Р.
Дррррружок.
-Дружок потерялся. Ему надо помочь пройти домой. Вот дорога домой. Она не простая, а с заданиями. Выполнил задание – проходи дальше. Идем?
- Тут нарисованы пальчики. Что это значит?- Гимнастика для пальчиков.
- Какую пальчиковую гимнастику вы можете предложить Дружку?
(Предлагает ребенок)
- Какой звук в имени Дружок я выделила голосом? ([Р]). Дружок ещё маленький и недавно научился произносить звук [Р], так же, как и вы. Давайте учиться вместе.
- Почему мы будем учиться его произносить? (Учимся правильно и красиво говорить звук [Р]).
2 этап – поисково-исследовательский
1. Артикуляционная гимнастика
-Следующее задание - А почему здесь нарисован язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).
- Правильно, а для чего нам надо делать гимнастику для язычка?
(Ребёнок – чтобы правильно поставить язычок, когда произносим звук [Р]).
- Совершенно верно, давай начнём зарядку. Проходим к столикам.
- Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки).
Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка».При выполнении упражнений показываются символы – карточки.
- Я буду рассказывать сказку, а вы будете делать гимнастику «Прогулка язычка»
«Чищу зубы»
«Качели»
«Маляр»
«Барабан»
Дыхательное упражнение
«Сдуем снежинку» (с ладошки).
Выполнить 3-4 раза
2. Артикуляция и характеристика звука.
- Дружок очень любит свой звук [Р], но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке [Р]).Р - ?
Подходим к магнитной доске. Схемы.
- Когда мы произносим звук [Р] в каком положении находятся губы (полураскрыты).
- А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок принимает форму лопаточки и прижимается к бугоркам за верхними зубами).
-Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [Р] какой? Согласный или гласный? (согласный).
- В каком он домике живет? (в синем).
- Колокольчик звенит или нет? (звенит).Значит, какой это звук? (звонкий).
- Дружок не знает, какой же буквой обозначается звук [Р]?
-А вы знаете (Дети находят из ряда букв букву Р, если не знают – показывает логопед).
Дети кладут букву в синий «домик».
Пальчиковые упражнения
- Дружок придумал, как из пальчиков сделать букву Р. Попробуем? Напишем букву в воздухе, на песке.
(Не садясь за стол)
3. Практический этап
1. Развитие фонематического слуха
(Не садясь за стол)
- Теперь Дружок знает все о звуке [Р] и знает букву Р.
- Идем по дорожке дальше.
Игра «Хлопушки-топотушки»
- Хочет узнать, научились ли вы слышать звук [Р]?
- Сейчас она будет произносить различные слова, а ты,если услышишь Р – хлопай, если нет – топай. Схематично логопед рисует на доске «руку» и «ногу».
Слова: робот, мяч, лодка, дом, тетрадь, лампа, окно, сыр, вилка, рука, стол, жираф.
2. Закрепление звука в слогах
- Следующее задание на дорожке. Нарисованы машины.
- Дружок очень любит кататься на машине. Давай вместе с ним покатаемся.
Их потом нужно загнать в гараж.
-РА-РО-РЫ -РУ
-РЭ
3. Закрепление звука в словах
А) Игра «Чудесная зимняя поляна».
- Посмотрите, здесь фото елки. Нужно найти её в кабинете. (Фото елки).
На магнитной доске - елка с игрушками.
- Ребята, назовите слова, в названии которых есть звук [Р].
- Ребята, собачка предлагает выбрать игрушки, которые вам понравились.
Дети садятся за столы.
В) Игра «В каком слоге спряталась [Р]»
- Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете определить место звука в словах. А я говорю - смогут. Правда?
- Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю - легко. Правда?
- Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук[Р].
Дети определяют место звука в словах и делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Р (в 1, 2, 3 слоге).
4. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.
Игра «Сочинялки» (словотворчество)
- Ребята, Дружок очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже «посочинять».
Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.
- Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук [Р]).
Работа по мнемотаблицам.
- Ребята, на дорожке какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).
Заяц ЕГОРКА свалился под горку.
Бегите под горку, спасайте Егорку.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Итог занятия.
- Дружку нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить?
- Какая игра вам понравилась?
- Какое задание было для вас трудным?
- Сегодня у вас было хорошее произношение звука [Р].
- Вы правильно его произносили.
- Молодцы! Дружок надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.