Дина Макшаева
Конспект логопедического занятия по грамоте «Знакомство со звуком [З] и буквой «З»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по подготовке к обучению грамоте в
старшей логопедической группе.
ЗАНЯТИЕ СОСТАВИЛА : учитель-логопед первой категории Макшаева Д. И.
Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.
Цель: Познакомить детей со звуками «з,зь» и буквой «З».
Публикация «Конспект логопедического занятия по грамоте „Знакомство со звуком [З] и буквой „З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Задачи:
1. Уточнить правильную артикуляцию звука «з».
2. Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.
3. Учить соотносить звуки с цветным обозначением.
4. Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий).
5. Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.
6. Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков
7. Совершенствовать навыки фонематического синтеза.
8. Познакомить с буквой «Зз», закрепить графическое изображение букв.
9. Развивать мелкую моторику.
10. Стимулировать речевую активность.
11. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками (з (зь);на что похожа буква «Зз»,звуковые дорожки, рыбки; домики с тремя окошками, зеркала, кукла Зоя и кукла Зина, большой поднос с расыпанной манной крупой, снежки, ёлочки, указка, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей : «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, здоровы, в ожидании новогодних праздников. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть зимнего утра. А выдохните через нос все обиды и злобу (3 раза)
А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе - шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).
Логопед : Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Зимы). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».
2. Постановка цели занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие, отыщем подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим, а буквы читаем и пишем)
Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
От лисички тот зверек
Убегает наутек.
Ну—ка, угадай—ка!
Это белый … (Зайка)
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла. (Золушка)
Самый добрый в мире дед
В шубу - валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый. (Дед Мороз)
Логопед : Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З, ЗЬ)
3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З,ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)
Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик».
Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) :
губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Если горлышко «разговаривает» - это звонкий звук.
Дайте характеристику звука «З» - (согласный, твёрдый, звонкий).
Он обозначается квадратиком синего цвета
Дайте характеристику звука «ЗЬ» - (согласный, мягкий, звонкий).
Он обозначается квадратиком зелёного цвета
Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «З,ЗЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют как звучит звук – твёрдо или мягко.
*Повторение слоговых рядов за логопедом :
За-за-за - идёт коза;
Зя – зя – зя – догонять козу нельзя;
Зу-зу-зу – я боюсь козу.
Дети ставят свои картинки на панно и садятся за столы
4. Дифференциация звуков (твёрдый - мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.
Логопед : «Ребята, к нам в гости пришли кукла Зоя и кукла Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук «З»(твёрдый) -Зое, в названиях которых звук «ЗЬ»(мягкий)-Зине и на звуковой дорожке обозначим их фишками (синий, зелёный).
5. Определение позиции звуков «З,ЗЬ». Игра: «Золотая рыбка».
На панно и на столах у каждого ребёнка «золотая рыбка»,состоящая из трёх частей. Дети по очереди определяют позицию звуков «З,ЗЬ» (в начале, в середине,в конце слов).
6. Физкультминутка.
Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз).
Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны,ели,
Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают:
Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.
Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!
7. Слого-звуковой анализ слова «коза» (работа за столами; выполнение звукового анализа на звуковых дорожках,называние первого,второго,третьего, четвёртого звуков, определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий).
8. Знакомство с буквой «З». Дети выходят на коврик, садятся в кружок)
(Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов).Графическое начертание букв на своей ладошке, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из природного материала…
9. Итог занятия.
Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С какими звуками мы сегодня знакомились? Дайте характеристику.
Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии. Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Зима помогла отыскать гостинцы.