Наталия Владимирова
Система работы по формированию лексико-грамматического строя у детей с ОНР 5–7 лет «Женский день — 8 Марта. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: Женский день – 8 Марта.
Грамматический строй речи
1. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
дети – … внучка – …
семья – … дочь – …
мама – … сестра – …
тётя – … бабушка – …
2. Игра «Один – много» - образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
семья – семьи – много семей
ребёнок – дети – много детей
мама – мамы – много мам
папа – папы – много пап
дедушка – дедушки – много дедушек
бабушка – бабушки – много бабушек
Публикация «Система работы по формированию лексико-грамматического строя у детей с ОНР 5–7 лет „Женский день — 8 Марта, Весна“» размещена в разделах
сестра – сёстры – много сестёр
цветок – цветы – много цветов
подарок – подарки – много подарков
праздник – праздники – много праздников
3. Игра «Подбери признак» - подбор определений, согласование существительных с прилагательными
мама (какая) – добрая, ласковая, заботливая, молодая …
бабушка (какая) – …
сестра (какая) – …
тётя (какая) – …
4. Игра «Закончи предложение» - склонение существительных
У каждого малыша есть мама.
Каждый человек любит свою … маму.
На свете очень трудно жить без … мамы.
На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … маме.
Я люблю гулять со своей … мамой
5. Игра «Назови женскую профессию» - словообразование
повар – повариха продавец – продавщица
певец – певица пианист – пианистка
художник – художница скрипач – скрипачка
учитель – учительница портной – портниха
6. Игра «Цепочка слов» - подбор родственных слов
Мама – … мамочка, мамулечка, мамуля
Лексическая тема: Весна.
Лексический строй речи
1. Игра «Назови, какое, какая?» - подбор прилагательных
солнышко (какое) – … яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое,
большое, радостное, нежное
весна (какая) – … ранняя, тёплая, долгожданная
трава (какая) – … молодая, зелёная, первая, нежная, душистая
2. Игра «Что делает? Что делают?» - подбор глаголов
солнце весной (что делает) – … греет, припекает, ласкает, согревает
снег весной (что делает) – … чернеет, тает, темнеет, оседает
ручьи (что делают) – … бегут, журчат, звенят, заливаются
почки на деревьях (что делают) – … набухают, лопаются, распускаются
трава весной (что делает) – … пробивается, зеленеет, растёт, радует
лёд весной (что делает) – … трещит, раскалывается, тает
3. Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов
Зимой снег чистый, а весной – …
Зимой дни холодные, а весной – …
Зимой солнце тусклое, а весной – …
Зимой погода пасмурная, а весной – …
4. Игра «Почему?» - употребление союза потому что
Почему снег тает?
Почему бегут ручьи?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему пробивается трава?
Почему животные просыпаются от зимней спячки?
Почему прилетают птицы?
Почему появляются насекомые?
Почему радуются люди?
Почему одеваются легче?
5. Игра «Исправь ошибки» - развитие слухового внимания
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи.
Грамматический строй речи
1. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
проталина – … проталинка солнце – … солнышко
ручей – … ручеёк луч – … лучик
льдина – … льдинка облако – … облачко
почка – … почечка весна – … веснушка
трава – … травка, травушка капля – … капелька
поле – … полюшко лужа – … лужица
2. Игра «Один – много» - образование существительных множественного числа в родительном падеже
месяц – … много месяцев почка – … много почек
весна – … много вёсен листья – … много листьев
проталина – … много проталин трава – … много трав
лужа – … много луж подснежник – … много подснежников
льдина – … много льдин сосулька – … много сосулек
3. Игра «Посчитай» - согласование существительных с прилагательными
Один ручей – два ручья – пять ручьёв
Одна сосулька – две сосульки – пять сосулек
Одна лужа – две лужи – пять луж
Связная речь
1. Составление рассказа о весне по опорным вопросам:
Когда наступает весна?
Почему наступает весна?
Как наступает весна?
2. Прослушать рассказ и пересказать его по вопросам:
Наступает тёплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из тёплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнёзда.
• Какое время года наступает?
• Как светит солнышко?
• Что набухает на деревьях?
• Кто скоро прилетит из тёплых стран?
• Что будут делать птицы?
Литература:
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развититию речи детей 4 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 20005
2. Смиронова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми о ОНР. – М. : мозаика-Синтез, 2005
3. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и одителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001