Лилия Екатеринушкина
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, журавль, журавлиха, ласточка,
- продолжать совершенствовать грамматический строй речи
-образование сложных прилагательных
Коррекционно — развивающие цели:
- продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, общую моторику;
Коррекционно-воспитательные цели:
- продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка, мяч, аудиозаписи голосов птиц
Ход занятия:
1. Орг. момент
Назови признаки весны (передают мяч по кругу)
2. Постановка цели и задач НОД
- Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди!
3.
(Включается запись со звуками леса, пением птиц).
- Ну, что чудо произошло? — Да!
- Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?
- Это птицы!
Если снег повсюду тает, День становится длинней.
Если все зазеленело, И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).
- Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Они летят стаями и кричат.
- Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.
- А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно. (на каждое название птицы- аудиозапись ее голоса)
1) Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг. (Грач)
Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.
2) Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
Как зовут его?. (Скворец)
Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
3) Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею.
4) Не ворона, не синица,
- Как зовется эта птица?
Примостилась на суку,
Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка).
Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.
5) Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется …. (Ласточка)
Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
6) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.
4. Упражнение статистическое «Цапля». Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.
- Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).
- А как, этих птиц можно назвать одним словом?
- Почему они называются перелетными?
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
-Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, хлопки в ладоши
Десять птичек — стайка. Хлопки по коленям
Все известны для детей: топать ногами
Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки через стороны вверх
Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, хлопки.
Это - развесёлый чиж, хлопки ладошами вниз вверх
Ну, а это - злой орлан крылья в стороны, подняться на носочках
Птички, птички, по домам! Полететь по группе (на свои места)
5. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый
6. Игра «Четвертый лишний?»
На доске изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.