Получи документы

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»

Лилия Екатеринушкина
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

- закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;

Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах

- продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, журавль, журавлиха, ласточка,

- продолжать совершенствовать грамматический строй речи

-образование сложных прилагательных

Коррекционно — развивающие цели:

- продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

- продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка, мяч, аудиозаписи голосов птиц

Ход занятия:

1. Орг. момент

Назови признаки весны (передают мяч по кругу)

2. Постановка цели и задач НОД

- Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди!

3.

(Включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну, что чудо произошло? — Да!

- Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

- Это птицы!

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело, И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).

- Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Они летят стаями и кричат.

- Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

- А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно. (на каждое название птицы- аудиозапись ее голоса)

1) Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг. (Грач)

Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец.

Как зовут его?. (Скворец)

Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

3) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею.

4) Не ворона, не синица,

- Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка).

Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

5) Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется …. (Ласточка)

Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

6) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

4. Упражнение статистическое «Цапля». Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

- Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).

- А как, этих птиц можно назвать одним словом?

- Почему они называются перелетными?

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

-Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы».

Пой-ка, подпевай-ка, хлопки в ладоши

Десять птичек — стайка. Хлопки по коленям

Все известны для детей: топать ногами

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки через стороны вверх

Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.

Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.

Это — зяблик, это — стриж, хлопки.

Это - развесёлый чиж, хлопки ладошами вниз вверх

Ну, а это - злой орлан крылья в стороны, подняться на носочках

Птички, птички, по домам! Полететь по группе (на свои места)

5. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый

6. Игра «Четвертый лишний?»

На доске изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект логопедического занятия по преодолению нарушений грамматического строя речи и развитию связной речи в рамках лексической темы «Фрукты».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи: «Путешествие в зимний лес» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы». Задачи: Упражнять в подборе слов-признаков и слов-действий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»
Опубликовано: 19 мая 2015 в 11:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Екатеринушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД