Оксана Ивахненко
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная.
Задачи:
-Закреплять и обобщать представления детей об основных приметах осени в живой и неживой природе;
-Обучать навыкам анализа,систематизации;
-Развивать речь,умение слушать;
-Воспитывать любовь к поэтическому слову,бережное отношение к природе
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: „Осенние изменения в живой и неживой природе“,» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций из метод. пособия "Осень";организация наблюдений за осенними приметами на участке детского сада и за его пределами (экскурсия в осенний сквер);проведение игр:"От какого дерева лист",лото,домино.
Оборудование:аудиозапись П. Чайковского"Времена года".Октябрь";атрибуты для организации игры "Урожай собирай";картинки из метод. пособия "Осень";репродукции пейзажей русских художников.
Последовательность проведения занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной":
Есть в осени первоначальной
Короткая,но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё-простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной бороде.
Пустеет воздух,птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
Воспитатель:О каком времени года пишет Ф. Тютчев?
Дети:Об осени
Воспитатель:Правильно,ребята,об осени. Что вы представляете,слушая это стихотворение?
Дети:Начало осени,лучезарные осенние закаты,лесная тишина,отдыхающее поле,не предвещающее зимних бурь.)
Воспитатель:Ребята,как поэт мог бы ещё назвать это стихотворение?
Дети:"Осень","Ранняя осень","Золотая осень".
Воспитатель:Сегодня мы вспомним о том,что происходит в природе осенью. Как ведут себя животные и птицы,деревья и цветы. Посмотрите на картины замечательных художников (И. Остроухова,Е. Волкова,В. Поленова,которые изображали осень в разные её периоды (ранняя,золотая,поздняя).
(Воспитатель выставляет на доске репродукции художников) Какие признаки осени вы можете отметить на этих пейзажах?Обратите внимание, на всех картинах осеннее солнце не поднимается высоко. Это значит,что и греет оно уже по-другому:осенью становится холоднее и воздух,и вода. Что можно сказать о деревьях,изображённых художниками?Давайте вспомним,какого листва на деревьях летом?
Дети:Зелёная
Воспитатель:Правильно,зелёная. А теперь она какая?
Дети:Разноцветная
Воспитатель:У берёз листья жёлтые,у клёнов-ярко-оранжевые,у осин-красные. А какие деревья остались зелёными?
Дети:Сосна и ель
Воспитатель:Верно,сосна и ель. Их хвоя остаётся зелёной круглый год. Дни становятся всё короче,листья с деревьев начинают облетать,часто идут долгие и холодные дожди. Ещё немного,и начнётся листопад,когда деревья скинут свой наряд. Почему они это делают?
Дети:Они чувствуют приближение снега и так готовятся к зиме.
Воспитатель:А что происходит с животными в этот период?Что,например,делают птицы?Перелётные птицы (такие,как журавли,скворцы и др.)собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Но есть птицы,которые остаются зимовать в родных краях (например,воробьи,синицы и. т. п.).Насекомые прячутся в укромные места, зарываются в ил на дне водоёмов,ящерицы и змеи тоже укрываются в разных ямках,щелях,трещинах. Все они на зиму засыпают. Любят зимой поспать в морозные дни медведи,бурундуки,ёжики,сурки. Но есть и такие животные,которые зимой бодрствуют. Это лиса,заяц,волк,белка. Им нужно искать пропитание,а зимой это сделать гораздо труднее,чем летом. Поэтому белка,например,делает на зиму запасы. Она прячет в укромных местах орешки,грибы,жёлуди. Чтобы пережить холода,те животные,которые не впадают в спячку,меняют свои шубки:заяц становится белого,лиса-рыжего. Волк,правда,свой не меняет,но у него,как и у остальных,мех становится гуще и теплее. Приятно наблюдать за природой,прогуливаясь по осеннему лесу. На душе становится легко,но в то же время грустно от того,что стоят последние тёплые деньки и скоро наступят холода,выпадет снег и придёт суровая зима. Ребята,прослушав мой рассказ,назовите основные признаки осени:
а) солнце над горизонтом поднимается уже не так высоко,как летом. Как это влияет на продолжительность дня и ночи (Дни становятся короче,а ночи-длиннее.);
б) солнце меньше греет. По каким признакам это можно определить (Понижается температура воздуха,ночи становятся холоднее,идут холодные дожди,наступают первые заморозки. в) исчезают насекомые,улетают на юг первые птицы;
г) у деревьев и кустарников желтеют,а потом облетают листья. Что такое листопад?Почему лиственные деревья сбрасывают листву (Подготовка природы к зиме.);
д) как ведут себя животные осенью (Некоторые засыпают на зиму. А некоторые остаются зимовать,для этого они меняют свою шкурку.);
е)почему осенью не видно стрекоз и бабочек,не слышно лягушек (Все насекомые на зиму прячутся и засыпают,а зарываются в ил на дне водоёмов.)
Воспитатель:Ребята,подумайте и скажите,как меняется осенью жизнь людей?
-Как меняется одежда осенью (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)
-Какой труд можно наблюдать в ранний период осени?Какую работу выполняют люди на улицах города (Убирают листья.)
-Как трудятся люди в ранний период осени?Чем занимаются люди в деревнях и сёлах (Собирают урожай,готовят сад и огород к зиме,убирают листья.)
Воспитатель:Осень. Какое же прекрасное это время года!Природа словно готовится к священному таинству,погружаясь в спокойный сон.
Под музыку П. Чайковского "Времена года"входит-Осень. На голове у неё украшения из ягод и листьев рябины,платье расшито жёлтыми листочками. В руках осень держит большую корзину с щедрыми дарами (фруктами и ягодами).
Осень:Здравствуйте,ребята!Вы так много знаете о изменениях природы осенью!Но вы ничего не рассказали о моих братьях-осенних месяцах. Ведь именно они делят это время года на три периода (раннюю,золотую,позднюю).Уверена,что в загадках,которые я вам задам,вы правильно их назовёте.
Опустел вишнёвый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за меся к вам пришёл?(Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы-
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?(Октябрь.)
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь,то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц,подскажи?(Ноябрь.)
Осень:Какие вы молодцы!Всех моих братьев отгадали. Осень-не только красивый период года,но и щедрый. Осенью занимаются сбором урожая на полях,в садах и огородах. Всё нужно не только убрать,но и позаботиться о сохранении собранного урожая:овощей,ягод,фруктов. Нужно принять и дары природы:ягоды,грибы,орехи. Ими так богата наша русская земля!А теперь давайте поиграем в хоровод "Урожай собирай"(муз. А. Филиппенко).
По окончании хоровода Осень угощает детей фруктами,прощается с ними.
Через несколько дней можно закрепить знания детей задав дополнительные вопросы
1.Какими словами можно описать осеннюю погоду (Хмурая,пасмурная,дождливая и. т. д.)
2.Какие краски природе дарит ранняя осень (Красные,коричневые,багряные,лимонные,жёлто-зелёные,лиловые и фиолетовые.)
3.Какие грибы собирают осенью (Опята,подберёзовики,подосиновики,белые,сыроежки и др.)
4.Какие ягоды собирают осенью (Морошку,бруснику,клюкву,облепиху и др.)
5.Что происходит в природе в сентябре (День укорачивается,температура воздуха падает,летит паутина,идут дожди,меняет листва,желтеет трава,дозревают некоторые фрукты,ягоды и грибы,наступают первые заморозки,улетают первые стаи перелётных птиц и др.)
6.Что происходит в природе в октябре (Дни становятся всё короче,воздух-холоднее,может пойти дождь со снегом,опадает листва,улетают птицы и др.)
7.Что происходит в природе в ноябре (Дни становятся очень короткими,выпадает первый снег,температура воздуха падает,замерзают водоёмы и. т. д.)
8.Почему птиц называют перелётными?Каких перелётных птиц вы знаете (Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края,а весной возвращаются обратно. К таким птицам относятся:грачи,утки,стрижи,ласточки и др.)
9.Чем заняты жители деревни осенью (Собирают урожай фруктов,ягод,грибов,овощей,злаков,делают заготовки на зиму,высаживают озимые культуры.)
10.Какие осенние приметы вы помните (В лесу много рябины-осень будет дождливая. Большой урожай рябины-к большим морозам. Орехов много,грибов мало-зима будет снежная и суровая. Белки делают богатый запас орехов-жди холодной зимы. Кожица на луковице тонкая-зима будет мягкая,кожица толстая и грубая-зима суровая. Чем больше муравьиные кучи,тем суровее будет зима и др.)
11.Какие поговорки и пословицы вы знаете (Весна красна цветами,а осень снопами. Весна красна,да голодна-осень дождлива,да сытна. Осенью и у воробья пир. Осень-погоды перемен восемь и др.)
12.Какие стихи и песни об осени вы помните?