Кристина Константиновна Пастбина
Конспект логопедического занятия для средней группы с ТНР по лексической теме «Комнатные растения и гласный звук [о]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТНР СРЕДНЯЯ ГРУППА
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «КОМНАТНЫЕ РАСТ ЕНИЯ»
Коррекционно-образовательные цели:
Формирование представлений о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. Уточнение и расширение словаря по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать. Обучение повторению рассказа по отдельному эпизоду картины вслед за логопедом.
Публикация «Конспект логопедического занятия для средней группы с ТНР по лексической теме „Комнатные растения и гласный звук [о]“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической и связной речи, темпа и ритма речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно-воспитательные целИ:
Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми, бережного отношения и любви к природе.
Оборудование. Картина «В уголке природы», целые и разрезные картинки с изображениями комнатных растений, горшки с толстянкой, зигокактусом, розаном, фиалкой, геранью.
Предварительная работа:
Рассматривание комнатных растений в уголке природы, знакомство с некоторыми из них (толстянка, герань, зигокактус, фиалка, розан, участие в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду, подготовка рассказов о комнатных растениях с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона занятия.
Логопед приглашает детей в уголок природы, где на столе для экспериментов приготовлены горшки с цветами и все для ухода за ними.
Логопед. Чтение стихотворения:
В нашей группе, на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Вот и кактусов семья.
Их польем мы спозаранку,
Я и все мои друзья.
Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях, об уходе за ними. Давайте рассмотрим картину «В уголке природы».
2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.
Развитие связной речи, расширение представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Логопед привлекает внимание детей к растениям на столе.
Логопед. Вы узнали эти растения? Покажите и назовите их.
Дети:. Это герань. Это фиалка. Это розан. А это кактусы.
Логопед. Правильно. Кактусы бывают с колючками и без них. Это неколючие кактусы. А это интересное растение — толстянка. Посмотрите, какие у него толстые мясистые стебли, а листья овальные, темно-зеленые, блестящие. А вы можете рассказать о других растениях, как это только что сделала я? Назовите растение. Опишите, какие у него стебли, листья, цветы.
Это герань. У нее крепкие стебли, круглые листья и красные цветы.
Это фиалка. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.
Это Алоэ. Это лечебное растение, его называют доктором среди всех комнатных растений.
Это розан. У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья. А цветы крупные, красные. Если дети затрудняются ответить логопед помогает а дети повторяют за ним.
Как вы думаете зачем нужны комнатные растения? Дети: Для красоты. Чтобы очищать воздух. Для лечения.
Логопед. Чтобы растения были такими красивыми, люди должны за ними ухаживать. Как ухаживают за комнатными цветами?
Дети. Их поливают, опрыскивают. Логопед показывает, как ухаживают за растениями, и комментирует свои действия.
Логопед. Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.
А теперь давайте пойдем на коврик и немного отдохнем.
3. Физкультурная пауза «Цветочки». [
Развитие общей моторики, подражательности, творческого воображения.
Логопед предлагает детям встать так, чтобы не мешать друг другу.
Логопед. А теперь присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие цветочки. Тот цветочек, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет «расти», медленно подниматься и тянуть руки вверх. Логопед подходит к каждому из детей по очереди. Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх.
Логопед. Солнышко светит на листочки. Листочки тянутся к солнышку. Вот так. (Показывает, как нужно вращать ладонями вытянутых вверх рук.) А теперь покажите, что произойдет, если вовремя не полить цветочки. Они поникнут. Вот так. (Показывает, как нужно расслабиться и уронить руки вниз.) Пройдите к мольберту и сядьте на стульчики.
4. Рассматривание картины «В уголке природы». Обеспечение целостного восприятия картины. Развитие связной речи. Логопед помещает картину на мольберт и предоставляет детям возможность для ее рассматривания.
Логопед. Кого вы видите на картине. Дети. Это дети. Логопед. Куда пришли дети?Дети. Они пришли в уголок природы. Логопед. Что делают девочки? Дети. Ухаживают за цветами.
Логопед. Какие цветы вы видите в уголке природы? Дети. Фиалки, толстянку, розан.
Логопед. Правильно. Есть еще и другие красивые растения. Посмотрите на них. Это традесканция, хлорофитум, папоротник. А что делает мальчик в уголке природы?
Дети. Он кормит рыбок. Логопед. Каких рыбок вы видите в аквариуме?
Дети. Золотую рыбку и меченосцев. Логопед. Верно. Давайте расскажем о девочке, которую мы видим на картине справа. Как она одета? Что она делает?Девочка в синем сарафанчике опрыскивает цветок.
Логопед. Хорошо. Теперь так же расскажите о девочке, которая стоит у окна. Девочка в голубом сарафанчике поливает толстянку.
Логопед. А кто может рассказать о мальчике?Мальчик в полосатом комбинезоне стоит у аквариума и кормит рыбок.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о детях. А теперь посмотрите, как красиво в уголке природы, как много цветов, как цветут фиалки, какие сочные листья у толстянки. Дети хорошо ухаживают за растениями. Давайте попробуем повторить все, что мы рассказали об уголке природы и о детях, чтобы получился красивый рассказ. Сначала нужно рассказать о том, куда пришли дети. Потом стоит рассказать о растениях и животных, которые есть в уголке природы. И наконец, можно рассказать о том, что делает каждый из детей.
Логопед организует паузу для подготовки детей к рассказыванию.
5. Рассказ по картине по частям несколькими детьми. Развитие связной речи.
Если есть необходимость, логопед еще раз напоминает детям план рассказа, а во время рассказывания показывает указкой, о чем следует рассказывать.
Дети:. Дети пришли в уголок природы. Там было красиво, много цветов, аквариум с рыбками.
Девочка в синем сарафане стала опрыскивать цветок. А девочка в голубом сарафане взяла красную лейку и поливает толстянку. Мальчик в полосатом комбинезоне кормит рыбок.
Логопед. Дети хорошо ухаживают за растениями и животными, поэтому у них так красиво в уголке природы. Вот какой замечательный рассказ у вас получился. Кто сможет повторить весь рассказ целиком?
6. Повторение рассказа одним из детей или логопедом. Создание целостного впечатления о картине. Развитие связной речи.
Логопед вызывает ребенка, который может справиться с заданием, и напоминает ему план рассказа. Если в группе нет детей, которые могут справиться с таким сложным заданием, логопед сам повторяет рассказ целиком. В таком случае можно предложить детям рассказывать вместе с логопедом, договаривая предложения.
7. Работа с разрезными картинками. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.
Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками
Логопед. Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения? Назовите их. Дети по очереди называют растения на картинках.
Логопед. А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.
8. Речевая игра «Назови пять» Посмотрите на картинки и скажите сколько растений. Дети отвечают.
Игра «Четвертый лишний» Логопед : Ребята, а теперь давайте подумаем и поиграем в игру «Четвертый лишний» Назовите что лишнее на картинке. Дети отвечают и развернуто аргументируют свой ответ.
9. Фонетическая игра «Звук О» Ребята, а теперь я буду говорить вам знакомые гласные звуки, а вы ловить и хлопать в ладоши на звук О. Готовы? Дети: Да. Логопед : Звук А. У. О… и т. д
Молодцы! А теперь назовем слова, на которые начинается звук О. Логопед помогает детям и по картинкам вместе называют.
10. Прописи на тему комнатные растения : Логопед : Вы очень хорошо справились с заданиями. И я вам подарю прописи с растениями. Присаживайтесь за столы и сейчас будем обводить контур.
Обведите желтым карандашом лейку. Логопед :
У меня есть лейка! Ой какая лейка.
Ой какая лейка. Видели такую.
Видели лейка новая какая.
Молодцы! А теперь кто справился возьмите зеленый карандаш и обведите по точкам то, что я загадаю:
На окне стоит цветок вы его не троньте колючий смотрит очень больно. Что это? Дети: Кактус.
Логопед : Отлично. Возьмите карандаш и обведите зеленый кактус. А горшок коричневый.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям сложить картинки в конверты и собирает их.
Логопед. Вы запомнили, как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели?
Дети. «В уголке природы».
Логопед. Что делают дети на картине в уголке природы?
Дети. Ухаживают за растениями и животными.
Логопед. Вы очень хорошо составили рассказ по картине. Как вы считаете, кто сегодня работал лучше всех? Кто лучше всех рассказывал?
Дети оценивают работу друг друга.
Логопед. Что вам еще понравилось на сегодняшнем занятии?
Дети перечисляют задания, которые им было интересно выполнять.
Логопед. Вы сегодня молодцы! Я очень довольна вами. Похлопайте себе. А в волшебном сундучке для вас приготовлены сюрпризы. Рассмотрите их и выберите то, что вам нравится.