Салина Надежда Владимировна
«Звук [Р] в двухсложных словах из открытых слогов». Конспект логопедического занятия для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы.
Звук Р в двухсложных словах из открытых слогов.
1. Артикуляционная гимнастика
1) Выполнение артикуляционных упражнений
2) Закрепление артикуляционной позы для произнесения звука Р
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём.
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».
2. Пальчиковая гимнастика
1) «Звонок»
Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
2) «Домик»
Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
3. Дыхательное упражнение «Бегемотики»
Упражнение выполняться в положении сидя, рука на животе и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
4. Закрепление изолированного звука
1) Отработка Р в стихотворении (рис. 1)
Логопед:
Р — рокочет и рычит,
Если пес цепной ворчит
Дети:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Логопед:
Р — рокочет и рычит,
Если мы мотор заводим
Дети:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Логопед:
Р — рокочет и рычит,
Если к тигру в клетку входим
Дети:
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.
2) Отработка Р по картинке (рис. 2)
Проведи пальчиком по дорожке, громко проговаривая звук Р.
5. Упражнение «Хлопушка»
Хлопните в ладоши, когда услышите звук Р.
Р А Р Р У А Р И Р Р Р У Р Ы Э Р Р О Р У А Р А Р
6. Закрепление звука в слогах
Слоговые дорожки (рис. 3)
Проведите пальчиком по 1 дорожке от собаки к косточке, произнося слоги РА, РА, РА, РА….
Проведите пальчиком по 2 дорожке от собаки к косточке, произнося слоги РО, РО, РО, РО….
Проведите пальчиком по 3 дорожке от собаки к косточке, произнося слоги РУ, РУ, РУ, РУ….
Проведите пальчиком по 4 дорожке от собаки к косточке, произнося слоги РЫ, РЫ, РЫ, РЫ….
7. Закрепление звука в словах
1) Пение слов
Петь слова под мелодию 1 (рис. 4)
Раки, рама, роза, рота, руки, рыба, роща, рана
Петь слова под мелодию 2 (рис. 5)
Гора, нора, перо, кора, дыра, жара, шары, сыры.
2) Повторить слова
Рама, рана, раки, роза, рота, роща, рыба, мера, пара, сера.
Рагу, рога, рука, руно, гора, нора, перо, кора, дыра, жара, сыры, шары, бюро.
3) Игра «Один-два» (рис. 6)
Раздать карточки между детьми. Первый комплект: рама, рыба, роза, рука, рак. Второй комплект: рамы, рыбы, розы, руки, раки. Первый ребенок кладет на стол карточку и говорит «У меня одна рыба». Второй ребенок кладет соответствующую карточку и произносит «у меня две рыбы» и т. д. Затем комплекты меняются между детьми и ирга продолжается.
4) Игра «Один-много»
Логопед поочередно бросает детям мяч, называя слово в единственном числе, ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
Гора, нора, дыра, фара, лира, шар.
5) Игра «У тебя, у меня, у нас»
Логопед: У меня рама, у тебя рама. У нас что?
Дети: Рамы
Логопед: У нас много чего?
Дети: Много рам.
Логопед: У меня рана, у тебя рана. У нас что?
Дети: Раны
Логопед: У нас много чего?
Дети: Много ран.
Аналогично:
Пара – пары – пар
Фара – фары – фар
Мера – меры – мер
Гора – горы – гор
Нора – норы – нор
6) Игра «Угадай слово» (рис. 7)
В центр стола выкладываются 5 картинок. Логопед называет любую из этих картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Ребенок, который первым понял слово и четко произнес его, забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше будет картинок.
А, И – раки
А, А – рама
О, А – роза
У, И – руки
Ы, А – рыба
А, Ы – шары
8. Закрепление звука в словосочетаниях
1) Логопед: Повторите правильно и постарайтесь запомнить - чистая рама, чистая рана, чистые руки. Повторите.
Дети: Чистая рама, чистая рана, чистые руки.
Логопед: Что было чистым?
Дети: Рама, рана, руки.
Аналогично:
Свежая роза, свежая рыба, свежие раки.
Наша Рая, наша рота, наша роща.
Желтая гора, желтая фара, желтые шары.
Новая нора, новая дыра, новая лира.
2) Микрозагадки (рис. 4 и 5)
В центр стола выкладываются картинки. Логопед называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются как можно быстрее найти среди названий картинок подходящее к определению слово и четко произнести его. Тот, кто первым правильно скажет словосочетание с нужным словом, получает картинку. Выигрывает ребенок, у которого больше картинок.
Оконная … рама Красные … раки
Заячья… нора Чистые… руки
Зеленая… роща Легкие… шары
Птичье… перо Болезненная… рана
Ароматная… роза Высокая… гора
9. Закрепление звука в предложениях
1) Повторить предложения
Рома ловит рыбу.
Рая моет раму.
У Ромы чистые руки.
Рая купила розы.
На столе рыба и раки.
Рома и Рая несут шары.
2) Повторить чистоговорки
Ра-ра-ра — у горы нора.
Ра-ра-ра — на дубе кора.
Ара-ара — у Раи Мара.
Ора-ора — у Веры Кора.
10. Закрепление звука в тексте
Выучить наизусть
Рак раку руки не подает.
У рака нет руки.
У рака клешни.
11. Итог. Домашнее задание Р(1)
Домашнее задание Р(1)
1. Повторить слоги
РА – РА – РА – РА
РО – РО – РО – РО
РУ – РУ – РУ – РУ
РЫ – РЫ – РЫ – РЫ
2. Повторить слова
Рама, рана, раки, роза, рота, роща, рыба, мера, пара, сера.
Рагу, рога, рука, руно, гора, нора, перо, кора, дыра, жара, сыры, шары, бюро.
3. Повторить чистоговорки
Ра-ра-ра — у горы нора.
Ра-ра-ра — на дубе кора.
Ара-ара — у Раи Мара.
Ора-ора — у Веры Кора.
4. Выучить наизусть
Рак раку руки не подает.
У рака нет руки.
У рака клешни.
5. Раскрасить рыбок и сосчитать их.