Инна Юрьевна Семенова
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Весна. Насекомые весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста
по лексической теме : «Весна. Насекомые весной»
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
воспитывать умение правильно вести себя на природе;
воспитывать культуру поведения на занятиях, доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Коррекционно - образовательные задачи:
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Логопедические конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
систематизировать и обобщить знания о признаках весны;
расширять и активизировать словарь;
систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;
образование глаголов с приставками по демонстрации действий;
образовывать существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
образование родственных слов;
учить образовывать притяжательные прилагательные;
учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
учить составлять описательный рассказ с опорой на схему:
продолжать учить развивать координацию движения с речью;
3. Развивающие задачи: развивать мышление, внимание, воображение, тактильные ощущение.
Оборудование: картинки с изображением различных насекомых и их частями, магнитная доска, мячик, весенняя поляна с различными насекомыми, волшебный мешочек, указка с приклееной на ней бабочкой.
Организационный момент.
Приветствие:
Логопед :
- Мы сплетеньем наших рук образуем дружный круг.
Крепко за руки возьмись и друг другу улыбнись
Вправо - влево повернись,
Вверх потянись, вниз опустись,
А теперь в исходное положение вернись.
Вы готовы поиграть? (Да)
Значит можно начинать.
Логопед :
- Ребята, скажите, какое время года за окном?
Дети:
- Время года весна.
Дидактическая игра "Бывает - не бывает весной!"
(Логопед задает ребенку вопрос, ребенок хлопает (да, топает (нет).
Весна наступает после зимы. (да)
Солнышко светит все ярче. (да)
Становится холоднее. (нет)
Люди купаются и загорают. (нет)
Снег начинает таять. (да)
На лужах появляется лед. (нет)
На реках начинается ледоход. (да)
На деревьях набухают почки. (да)
Листья желтеют и опадают. (нет)
На деревьях распускаются первые листочки. (да)
Появляется первая травка. (да)
Зацветают подснежники, мать-и-мачеха. (да)
Птицы улетают в теплые края. (нет)
Появляются первые насекомые. (да)
Птицы вьют гнезда. (да)
Медведи, ежи впадают в спячку. (нет)
Заяц, белка меняют свои шубки. (да)
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду. (да)
Люди собирают урожай. (нет)
Дыхательная гимнастика.
Логопед :
- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается, покажем солнышку свои ладошки, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. Воздух набираем носом- выдыхаем ртом.
- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает.
- И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям весенней полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители вы узнаете, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки, логопед выставляет картинки. В случае, если дети не могут отгадать, логопед произносит первый слог).
Он зелёный и весёлый скачет целый день.
И ему скакать и прыгать никогда не лень. (Кузнечик).
- Кузнечик какой? Что он умеет ДЕЛАТЬ?
Она бывает разная, но всегда прекрасная.
Села на листочек похожа на цветочек. (Бабочка).
- Бабочка какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?
Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)
- Пчела какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?
Крылышек две пары.
Круглые глаза
Как большие фары!
Это (Стрекоза)
- Стрекоза какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?
Основная часть. Сообщение темы занятия.
Логопед :
- Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать пчелу, бабочку, кузнечика и стрекозу?
Дети:
- Это насекомые.
Логопед :
- А каких насекомых вы еще знаете?
Дети:
- Муха, муравей, таракан, божья коровка и т. д.
Логопед :
- Ребята, к кому мы отравимся в гости?
Дети:
- К насекомым.
Физминутка.
- Отправляемся в веселое путешествие! Встаньте друг за другом, руки -на поясе.
- На полянку мы идем, не спешим, не отстаём,
Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.
Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.
Отдохнуть мы все успели, и на место своё сели.
Игра «Один-много». Образование существительных и употребление родительного падежа мн. числа.
Логопед :
- Вот мы с вами пришли на весеннюю поляну. Как много тут разных насекомых. Назовите, кого вы видите?
Логопед :
- На поляне насекомые живут не по одному, их много.
- Назовите насекомых, которых вы видите на поляне со словом «много»
- На поляне много бабочек?
Дети:
- Много бабочек. Много комаров. Много мух. Много кузнечиков. Много пчел.
Много стрекоз. Много жуков. Много муравьев. Много божьих коровок.
Логопед :
- Молодцы, всех насекомых назвали!
- Насекомые самые маленькие существа на нашей планете.
- И многие люди называют их ласково.
- Мы с вами потренируемся и назовём насекомых ласково.
Игра «Назови ласково» (с использованием мячика). Совершенствование грамматического строя речи; образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед :
-Мячик маленький катай, да словечком приласкай.
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко, муха-мушка.
Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)
Логопед :
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Послушайте правила игры: нужно отгадать, кому принадлежит эта маленькая часть. Например: я нашла крылья бабочки: «Это бабочкины крылья».
- Ты в мешочек загляни, часть насекомого найди и нам расскажи.
Лапки муравья - муравьиные лапки, голова муравья - муравьиная голова.
Пчелы (пчелиные лапки, пчелиная голова)
Комара (комариные лапки, комариная голова)
Осы (осиные лапки, осиная голова)
И т. д
Логопед :
- Ребята, а почему насекомых, назвали насекомыми?
Собрать части и показать три «насечки» насекомых.
Игра «Самый внимательный»
Логопед :
Четыре слова назову и в одно не попаду!
Кто отгадай, тот в самые внимательные попадает!»
- Пчела, плечо, пчелиный, пчеловод. Почему? Какое главное слово?
- Мед, медовый, медный, медовик. Почему? Какое главное слово?
- Улей, ульи, улейные, уличные. Почему? Какое главное слово?
- Отлично справились с заданием!
Пальчиковая гимнастика «Насекомые» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Логопед :
- Спал цветок - соединить пальцы обеих рук, чтобы получился бутон
И вдруг проснулся, больше спать не захотел - раскрыть пальцы, бутон раскрывается
Шевельнулся, встрепенулся - колебательные движения руками
Взмылся вверх и полетел - сделать из ладошек крылья и махательные движения.
- Кто это?
Дети:
- Это бабочка!
Игра «Подбери действие» (игра проводится стоя в кругу). Расширение словарного запаса; образование глаголов с приставками.
Логопед берет указку с приклеенной на ней бабочкой.
Логопед :
- Ребята посмотрите бабочка, которую мы оживили, прилетела к нам поиграть!
Скажите, что делает бабочка? (логопед указкой с бабочкой показывает действие, дети называют).
Бабочка в комнату … влетела и на стол села.
- Со стола бабочка… взлетела.
- К цветку … подлетела.
- Вокруг цветка …облетела и на цветок села.
- С цветка … слетела
- На стакан … перелетела.
- Со стакана… слетела.
- Под стол …залетела.
- Из-под стола… вылетела.
- И из комнаты на улицу … улетела.
Ребята! Все слова, которые мы назвали, похожи по звучанию. И отличаются они кусочками (приставками). Потому и значения у них разные.
Игра «Мое любимое насекомое».
Логопед :
- Насекомых я люблю, об одном вам расскажу. Рассказ о насекомом по плану.
1. Кто это?
2. Какого он (она) размера?
3. Какие части тела у него (нее) есть?
4. Как он (она) передвигается?
5. Чем питается?
6. Приносит вред или пользу?
Заключительная часть.
Логопед :
-Конечно, друзья мои, насекомые бывают разные : вредные и полезные, большие и маленькие, красивые и не очень. Но относиться к ним нужно бережно, не трогать их, ведь они часть природы, а в природе не бывает ничего лишнего и природу нужно беречь!.
-Ребята, если вам понравилось занятие покажите солнышко и улыбнитесь, а если не понравилось- покажите тучку и нахмурьтесь.
- А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? Ребята, где мы с вами были? Кого видели?
Дети:
- Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, играли в игры.
Логопед :
- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы- молодцы!
- А на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых). Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых. Ребята, спасибо за занятие!