МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Весна. Насекомые весной»

Инна Юрьевна Семенова
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Весна. Насекомые весной»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста

по лексической теме : «Весна. Насекомые весной»

Задачи:

1. Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

воспитывать умение правильно вести себя на природе;

воспитывать культуру поведения на занятиях, доброжелательное отношение к сверстникам.

2. Коррекционно - образовательные задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме „Весна, Насекомые весной“» размещена в разделах

систематизировать и обобщить знания о признаках весны;

расширять и активизировать словарь;

систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;

образование глаголов с приставками по демонстрации действий;

образовывать существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

образование родственных слов;

учить образовывать притяжательные прилагательные;

учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

учить составлять описательный рассказ с опорой на схему:

продолжать учить развивать координацию движения с речью;

3. Развивающие задачи: развивать мышление, внимание, воображение, тактильные ощущение.

Оборудование: картинки с изображением различных насекомых и их частями, магнитная доска, мячик, весенняя поляна с различными насекомыми, волшебный мешочек, указка с приклееной на ней бабочкой.

Организационный момент.

Приветствие:

Логопед :

- Мы сплетеньем наших рук образуем дружный круг.

Крепко за руки возьмись и друг другу улыбнись

Вправо - влево повернись,

Вверх потянись, вниз опустись,

А теперь в исходное положение вернись.

Вы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Логопед :

- Ребята, скажите, какое время года за окном?

Дети:

- Время года весна.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает весной!"

(Логопед задает ребенку вопрос, ребенок хлопает (да, топает (нет).

Весна наступает после зимы. (да)

Солнышко светит все ярче. (да)

Становится холоднее. (нет)

Люди купаются и загорают. (нет)

Снег начинает таять. (да)

На лужах появляется лед. (нет)

На реках начинается ледоход. (да)

На деревьях набухают почки. (да)

Листья желтеют и опадают. (нет)

На деревьях распускаются первые листочки. (да)

Появляется первая травка. (да)

Зацветают подснежники, мать-и-мачеха. (да)

Птицы улетают в теплые края. (нет)

Появляются первые насекомые. (да)

Птицы вьют гнезда. (да)

Медведи, ежи впадают в спячку. (нет)

Заяц, белка меняют свои шубки. (да)

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду. (да)

Люди собирают урожай. (нет)

Дыхательная гимнастика.

Логопед :

- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается, покажем солнышку свои ладошки, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. Воздух набираем носом- выдыхаем ртом.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает.

- И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям весенней полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители вы узнаете, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки, логопед выставляет картинки. В случае, если дети не могут отгадать, логопед произносит первый слог).

Он зелёный и весёлый скачет целый день.

И ему скакать и прыгать никогда не лень. (Кузнечик).

- Кузнечик какой? Что он умеет ДЕЛАТЬ?

Она бывает разная, но всегда прекрасная.

Села на листочек похожа на цветочек. (Бабочка).

- Бабочка какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?

Насекомое - в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

- Пчела какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?

Крылышек две пары.

Круглые глаза

Как большие фары!

Это (Стрекоза)

- Стрекоза какая? Что она умеет ДЕЛАТЬ?

Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед :

- Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать пчелу, бабочку, кузнечика и стрекозу?

Дети:

- Это насекомые.

Логопед :

- А каких насекомых вы еще знаете?

Дети:

- Муха, муравей, таракан, божья коровка и т. д.

Логопед :

- Ребята, к кому мы отравимся в гости?

Дети:

- К насекомым.

Физминутка.

- Отправляемся в веселое путешествие! Встаньте друг за другом, руки -на поясе.

- На полянку мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.

Отдохнуть мы все успели, и на место своё сели.

Игра «Один-много». Образование существительных и употребление родительного падежа мн. числа.

Логопед :

- Вот мы с вами пришли на весеннюю поляну. Как много тут разных насекомых. Назовите, кого вы видите?

Логопед :

- На поляне насекомые живут не по одному, их много.

- Назовите насекомых, которых вы видите на поляне со словом «много»

- На поляне много бабочек?

Дети:

- Много бабочек. Много комаров. Много мух. Много кузнечиков. Много пчел.

Много стрекоз. Много жуков. Много муравьев. Много божьих коровок.

Логопед :

- Молодцы, всех насекомых назвали!

- Насекомые самые маленькие существа на нашей планете.

- И многие люди называют их ласково.

- Мы с вами потренируемся и назовём насекомых ласково.

Игра «Назови ласково» (с использованием мячика). Совершенствование грамматического строя речи; образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед :

-Мячик маленький катай, да словечком приласкай.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко, муха-мушка.

Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)

Логопед :

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек».

Послушайте правила игры: нужно отгадать, кому принадлежит эта маленькая часть. Например: я нашла крылья бабочки: «Это бабочкины крылья».

- Ты в мешочек загляни, часть насекомого найди и нам расскажи.

Лапки муравья - муравьиные лапки, голова муравья - муравьиная голова.

Пчелы (пчелиные лапки, пчелиная голова)

Комара (комариные лапки, комариная голова)

Осы (осиные лапки, осиная голова)

И т. д

Логопед :

- Ребята, а почему насекомых, назвали насекомыми?

Собрать части и показать три «насечки» насекомых.

Игра «Самый внимательный»

Логопед :

Четыре слова назову и в одно не попаду!

Кто отгадай, тот в самые внимательные попадает!»

- Пчела, плечо, пчелиный, пчеловод. Почему? Какое главное слово?

- Мед, медовый, медный, медовик. Почему? Какое главное слово?

- Улей, ульи, улейные, уличные. Почему? Какое главное слово?

- Отлично справились с заданием!

Пальчиковая гимнастика «Насекомые» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Логопед :

- Спал цветок - соединить пальцы обеих рук, чтобы получился бутон

И вдруг проснулся, больше спать не захотел - раскрыть пальцы, бутон раскрывается

Шевельнулся, встрепенулся - колебательные движения руками

Взмылся вверх и полетел - сделать из ладошек крылья и махательные движения.

- Кто это?

Дети:

- Это бабочка!

Игра «Подбери действие» (игра проводится стоя в кругу). Расширение словарного запаса; образование глаголов с приставками.

Логопед берет указку с приклеенной на ней бабочкой.

Логопед :

- Ребята посмотрите бабочка, которую мы оживили, прилетела к нам поиграть!

Скажите, что делает бабочка? (логопед указкой с бабочкой показывает действие, дети называют).

Бабочка в комнату … влетела и на стол села.

- Со стола бабочка… взлетела.

- К цветку … подлетела.

- Вокруг цветка …облетела и на цветок села.

- С цветка … слетела

- На стакан … перелетела.

- Со стакана… слетела.

- Под стол …залетела.

- Из-под стола… вылетела.

- И из комнаты на улицу … улетела.

Ребята! Все слова, которые мы назвали, похожи по звучанию. И отличаются они кусочками (приставками). Потому и значения у них разные.

Игра «Мое любимое насекомое».

Логопед :

- Насекомых я люблю, об одном вам расскажу. Рассказ о насекомом по плану.

1. Кто это?

2. Какого он (она) размера?

3. Какие части тела у него (нее) есть?

4. Как он (она) передвигается?

5. Чем питается?

6. Приносит вред или пользу?

Заключительная часть.

Логопед :

-Конечно, друзья мои, насекомые бывают разные : вредные и полезные, большие и маленькие, красивые и не очень. Но относиться к ним нужно бережно, не трогать их, ведь они часть природы, а в природе не бывает ничего лишнего и природу нужно беречь!.

-Ребята, если вам понравилось занятие покажите солнышко и улыбнитесь, а если не понравилось- покажите тучку и нахмурьтесь.

- А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

Дети:

- Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, играли в игры.

Логопед :

- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы- молодцы!

- А на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых). Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых. Ребята, спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые»Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.

Фотоотчёт о дистанционной работе детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Светлая Пасха. Украшаем писанки»Фотоотчёт о дистанционной работе детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Светлая Пасха. Украшаем писанки» Продолжая образовательную деятельность на самоизоляции,на прошедшей неделе воспитанникам старшей группы было предложено выполнить задание.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР II уровня по лексической теме «Игрушки» Лексическая тема: "Игрушки".Цель:обогащение словарного запаса. Задачи: Общеобразовательные:учить правильно называть игрушки и их детали,.

Конспект интегрированного логопедического досуга «Будь внимателен на дороге!» по лексической теме «Правила дорожного движения…»Конспект интегрированного логопедического досуга «Будь внимателен на дороге!» по лексической теме «Правила дорожного движения…» Цель занятия: - Совершенствовать художественно-речевые навыки детей в связной речи. Коррекционно-образовательные задачи: - Активизировать.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» «В гостях у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Весна. Насекомые весной»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 10:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Весна. Насекомые весной»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Юрьевна Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД