Анна Музалёва
Конспект логопедического подруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со звуком Ц.
Задачи. В ходе НОД создать условия для:
- определения детьми акустико-артикуляционных признаков звука Ц;
- формирования у детей слухового внимания и фонематического восприятия;
- для закрепления звука у детей в произношении: изолированно, в слогах, словах и предложениях;
- для знакомства детей с графическим обозначением звука Ц.
- для развития у детей общей, мелкой моторики.
Оборудование: предметные картинки, фишки синего цвета, картинки для составления предложений, раздаточные листы с заданием, карандаши, карточка с буквой Ц.
Ход деятельности.
Публикация «Конспект логопедического подруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Организационный момент.
1. Речевая игра «Кто внимательнее».
Назовите первый звук в слове: санки, заяц, тыква, капуста, сено, банан, пион, зебра, вишня, хомяк, город.
2. Объявление темы занятия. Знакомство со звуком [ц].
- Доскажите словечко:
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь.
- Весной возвращаются домой перелетные птицы. Одними из первых прилетают скворцы (см. изображение). О них говорят: «Летит скворец - зиме конец».
Человек делает для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает: «Ц-ц-ц!»
3. Анализ артикуляции звука [ц].
- Как поет скворец? Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
Посмотрите, звук «ц» мы обозначаем синей фишкой, потому что он твёрдый. Зелёной фишкой мы будем обозначать этот звук? Нет.
4. Упражнения в произношении.
- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец - лошадка во дворе копытцами стучит: «цок-цок-цок!» и повторяет за ней. Повторите и вы.
- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап-цап-цап!» И поет ей: «цап-цап-цап!» Повторите за скворцом.
- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып-цып-цып!» Скворец повторяет ей: «цып-цып-цып!» Произнесите так же.
5. Выделение звука [ц] из состава слова.
а) Игра «Сигнальщики».
- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове услышите звук [ц]. Поделите подходящие слова на слоги.
Солнце, птенцы, весна, тепло, первоцвет, листья, цветной, зелень, птицы, скворечник, скворец, почки, синица.
6. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Подрастает деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревце все выше, выше.
-Какие слова со звуком Ц встретились в этой физкультминутке?
7. «Придумаем рассказ о птицах весной» по картинкам.
Рассмотрите картинки, найдите слово со звуком Ц и придумайте с ним предложение. Так, получится маленький рассказ.
-Наступила…. весна. Солнце в небе ярко светит. Птицы вьют на деревьях гнезда. В гнёздах они откладывают яйца. Из яиц вылупятся птенцы.
В каких словах встретился звук Ц?
8. Знакомство с буквой Ц ц.
Рассматривание демонстрационной карточки.
Стихотворение про букву Ц:
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
9. Упражнения на листочках. «Раскрась букву Ц»; «Найди все буквы Ц».
10. Итог занятия.
С каким звуком познакомил нас скворец? Какой этот звук?