Шевченко Олеся
Конспект логопедического индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Щ] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков и букв [Ш] и [Щ] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам;
-Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [щ];
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [щ] из ряда звуков, слогов, слов;
Публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия „Дифференциация звуков [Ш] и [Щ] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
-Различать звуки [ш] и [щ] в словах, парах слов;
-Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно-воспитательные:
-Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетная картинка с образами букв [Ш] и [Щ], сигнальные флажки (синий и зеленый, буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик. Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, скоро узнаешь!
- У Гнома в волшебном ящике загадка!
- Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке.
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь – и к нам попала.
(Щука)
- У Гнома есть еще одна загадка.
- Отгадай ее и назови последний звук в отгадке!
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине
- И щука не проглотит.
(Ёрш)
Теперь скажи, какие звуки и буквы мы с тобой будем вспоминать на уроке?
Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы [Ш] и [Щ].
2. Уточнение произношения звуков [ш-щ]
Посмотри в зеркало и произнеси [ш]!
- Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;
-Язык за верхними зубами;
- Воздушная струя теплая и идет вверх.
- Горлышко не работает.
- Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!
Посмотри в зеркала и произнесите [щ]!
- Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;
-Язык за верхними зубами;
- Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.
- Горлышко не работает.
- Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!
3. Различение звуков [Ш] и [Щ] на слух.
Логопед : - Гном принес вам синий и зеленый флажки.
• Я буду произносить слоги, а ты будете поднимать зеленый флажок, если услышишь последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимешь синий флажок.
АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ
4. Физкультминутка. шь
- Звук [ш] протяжно звучит (руками раздуваем шар).
- А [щ] прерваться спешит (шар лопнул).
- Звук [ш] можно тянуть (разводим руками – как на гармошке играем)
- Звук [щ] ускользнуть спешит (руки резко опускаем).
5. Соотнесение букв [Ш] и [Щ] с образами на сюжетной картинке.
Логопед : - Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ!
- Найди все буквы Ш!
- Найди все буквы Щ!
- Выбери себе картинку с буквой Ш. Составь из слов предложение.
- Выбери себе картинку с буквой Щ. Составь из слов предложение.
Примерные ответы детей:
Ярко светит солнышко.
Около щита растет камыш.
Лещ попался на удочку.
Щуки не поймали ерша.
Экскаватор поднимает ковш.
Мальчик щекочет щенка щепкой.
6. Дифференциация звуков и букв [Ш] и [Щ] в словах.
- Ты, наверно, уже догадалась, что любимое занятие Гнома – это рыбалка.
- Мы с тобой тоже сейчас пойдем на рыбалку. Тебе надо поймать рыбу, а затем прочитать, как она называется. Если в названии есть буква Ш – опусти рыбку в синее ведерко. Если в названии есть буква Щ – опусти рыбку в зеленое ведерко.
7. Подведение итогов занятия :
- Давай вспомним, что мы с тобой делали сегодня на уроке!
- Гном из страны Звуков и Букв и задания из его волшебного ящика напомнила тебе,
что Звук Ш – всегда твердый!
Звук Щ –всегда мягкий!
Буква Ш состоит из трех крючков!
Буква Щ состоит из трех крючков и петельки!