Татьяна Николаевна Зеленская
Конспект лекции для родителей «Этот коварный звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Центр «Рука в руке»
«Этот коварный звук Р»
Подготовила и провела учитель-логопед Зеленская Т. Н.
Цель лекции - это способствовать расширению представлений родителей о готовности детей к школьному обучению. В нем предложены игры и упражнения, которые помогут ребятам подготовиться к школьной жизни. И много внимания уделено непростому звуку [Р].
Задачи:
Публикация «Конспект лекции для родителей „Этот коварный звук [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- оказать просветительскую и консультативную помощь семьям, где у ребенка есть в речи нарушения звукопроизношения;
- вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Материал и оборудование: карточки с изображением артикуляционных упражнений, шляпа, игрушки в названии которых есть звук «Р», карандаши, карточки для дидактической игры.
Ход лекции
Логопед : - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашей встрече я предложу Вам игры и упражнения, которые помогут вашим детям при обучении в школе. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь! Правильное произношение всех звуков необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникало проблем при чтении и письме. Прежде всего, вам нужно настроиться на долгий и кропотливый труд. И больше внимания мы уделим непростому звуку [Р]. Для постановки звука «Р» может понадобиться несколько недель, а то и месяцев. Я покажу вам упражнения и задания для развития речи в домашних условиях для постановки и автоматизации звука «Р».
- А сейчас познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Конечно, вы сразу догадались, это – язык.
Иногда можно услышать такой вопрос: «Почему мой реб нок не произносит звук [р]?» Звук [р] — один из самых сложных звуков в русском языке, в норме он появляется к 5 годам, а иногда и в возрасте 6-7 лет. Главным условием появления звука [р] является следующее правило: «Не заставлять реб нка рычать горлом». Многие родители путают горловое звучание с правильным звучанием звука, при котором вибрирует кончик языка. Постановка звука [р] - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки - артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ МЕДЛЕННО, ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ, ТАК КАК РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Выполнять упражнения ребенок должен активно и сознательно. При этом ему должно быть интересно.
Как же правильно организовать занятия дома?
Для постановки коваРРРного звука [Р] вам потребуется :
• Зеркало. Логопедические упражнения лучше проводить сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.
• Стол и стулья. Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.
• Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать, иначе они могут переутомить ребенка. Главное — они должны быть ежедневными.
• Терпение. Научиться выговаривать звук [Р] не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум.
• Похвала. Чаще хвалите ребенка, даже если результаты его стараний далеки от идеала.
• Мотивация. Не заставляйте ребенка заниматься насильно, придумайте для него мотивацию, тогда результат не заставит вас ждать.
• расскажите ребенку, в чем он ошибся, выполняя упражнения. Нельзя говорить ему, что он делает упражнения неверно. Всячески подбадривайте его, если что-то не получается;
- повторите показ, если это потребуется;
- попросите ребенка выполнить упражнение без зеркала. А сами проконтролируйте правильность и точность выполнения.
Поначалу будет трудно, но постепенно напряженность исчезнет, а движения станут свободными и координированными.
Звук «р» - наиболее сложный по образованию. Он требует точных движений различных частей языка и нарушения его бывают разнообразными.
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [Р]
«Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних
Упражнение «Качели»(выполнять10 раз).
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело:
Но пора за дело.
Упражнение «Пулемет».
Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
Упражнение «Барабан».
Быстро стучим по небу: ддддддд, начинаем с верха и спускаемся «вниз» к верхним резцам.
Упражнение «Балалайка» на бугорках: тднь – тднь – тднь.
Упражнение «Балалайка с ветерком» : дзнь – дзнь- дзнь
Упражнение «Моторчик» - длительно произносить звук [з-з-з] (подняв язык за верхние зубы; будет слышаться звук, близкий к «ж»). Во время произнесения прямым указательным пальцем самого реб нка производить быстрые движения по подъязычной уздечке из стороны в сторону («заводить моторчик»). Постепенно пробовать «заводить моторчик» и убирать механическую помощь (палец).
Упражнение «Лошадка» - присасывать язык к н бу, растягивая подъязычную связку. Щ лкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
Упражнение «Грибок» - «приклеить» язык к тв рдому н бу;
Упражнение «Гармошка» - «приклеить» язык к тв рдому н бу, движение нижней челюсти вверх – вниз;
если у вас после многочисленных попыток не получается «завести моторчик», то вам требуется немедленная помощь специалиста, чтобы не навредить своими действиями ребенку.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с реб нком!
Уверена, что наше сотрудничество окажется результативным!