Ольга Булгакова
Конспект лекции для родителей «Эмоциональные реакции у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональные реакции у детей
«Нам повезло, что они маленькие и не слишком меткие» - так говорит известный психолог Гордон Ньюфелд про взрывную детскую агрессию.
Кто из нас не был свидетелем летящей в стену пирамидки или объектом манипуляций и злого «ты плохая» от наших малышей?
Публикация «Конспект лекции для родителей „Эмоциональные реакции у детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
У дошкольников взрывная реакция недовольства и раздражения может выглядеть по разному: малыш может визжать, кричать, брыкаться, кусаться, биться головой – их арсенал разнообразен. Раннее детство – бурное время, когда дети еще не умеют контролировать свои импульсы и сильные эмоции. Секунда – и перед нами уже не милый малыш, а гневный чемпион по расшвыриванию нелюбимой каши. Как это происходит?
Сначала появляется она - ФРУСТРАЦИЯ.
Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям (из Психологического словаря). Т. е. это такое эмоциональное состояние, когда «я хочу, а мне не дают/не позволяют». С одной стороны, фрустрация может подталкивать к агрессивным действиям (хочу машинку – пойду и отниму её вон у того мальчика, с другой – это важная эмоция, она побуждает ребенка изменять то, с чем он не согласен, добывать то, в чем нуждается (чувствую голод – прошу еду или беру ее сам).
Но проблема в том, что в большом мире ребенок НЕ ВСЕГДА БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ. Тогда малышу придется научиться как упорно идти к своей цели, так и смиряться с тем, что достичь цели не удается, столкнуться с тщетностью своих попыток по изменению ситуации.
И тут важно понять простую вещь: этот путь к принятию невозможности изменения среды под себя у детей процесс НЕ ЛОГИЧЕСКИЙ, а ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ!
Попытки отговорить/уговорить, объяснить, привести логические доводы чаще всего работать не будут, особенно если ребенок вам достался активный и темпераментный или чувствительный. Чтобы тщетность была прочувствована и принята, нужно достучаться до сердца, а не до рассудка! Малыш вынужден будет почувствовать, что столкнулся с некими границами, рамками, установленными родителями. Словно он брел по лабиринту и зашел в тупик, дальше идти невозможно, придется искать другой путь.
Ребенок может принять, что что-то тщетно, только если почувствует ГРУСТЬ, разочарование, утрату, когда он не может изменить ситуацию. Раздражение в конце концов должно перейти в грусть, фрустрация – в чувство тщетности и признания, что дальнейшие попытки по изменению ситуации бесполезны и это ужасно грустно. Только тогда фрустрация остановится, и эмоциональная энергия преобразуется в признание поражения, ребенок придет в состояние покоя. Скорее всего с тщетностью придут слезы, вечные спутники грусти. Так и должно быть, это правильно, не стоит пугаться слез грусти.
«ПЛАКАТЬ НЕ БОЛЬНО, ПЛАЧ – ЭТО ПРОЦЕСС ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ БОЛИ» (А. Солтер) – как Вам эта мысль?
Для меня она когда-то стала своеобразным откровением, перевернула картину мира эмоций. Сейчас я знаю, что это так, и не вижу в слезах плохого – поддерживаю как могу, грущу вместе с ребенком, но не пресекаю, пусть боль выходит. А вы что думаете про это?