Альфия Айдапкулова
Конспект коррекционной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы (подгрупповая)
Тема: «Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте с применением нейроигр»
Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательная :
Публикация «Конспект коррекционной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
-уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях;
Коррекционно-развивающая :
-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
-развитие дыхания и голоса;
-развитие грамматического строя речи;
-обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»;
-развивать мыслительные операции.
- развитие речи детей посредством нейроигр.
Коррекционно-воспитательная :
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Количество детей: 6
Оборудование:
Демонстрационное: компьютер; слайды.
Раздаточное: бумажные белые облака на нитке на каждого ребёнка, коробочка для фишек - фишки синего 6 штук, жёлтого цвета 6 штук, логопедические нейро-карточки по автоматизации звука (Л, нейро-карточки дорожки с облаками (для произношения рядовых слогов, звуковые дорожки 6 штук.
Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот)
Форма организации: подгрупповая
Методы и приё мы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.
Формы, способы и средства результативности обучения: устный ответ, индивидуальный опрос, работа по карточке.
Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.
Ход: Слайд 1 (титульный)
1. Организующий момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, что мы им скажем? – здравствуйте!
Я хочу начать наш день, с пожелания. Вот послушайте.
Говори всегда красиво
Смело и не торопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!
2. Но, а тему нашего сегодняшнего занятия вам подскажут эти картинки. (Лайнер, пилот)
Слайд №2
Это Лайнер – ребята какой это вид транспорта? (воздушный вид транспорта….) Какой первый звук в слове (Лайнер)- звук Л.
Это Пилот- А кто такой пилот? (это профессия, человек, который управляет лайнером (самолётом) в небе).
3. Сообщение темы. Сегодня, как вы уже, наверное, догадались мы продолжим работу со звуком (Л).
А вы, летали когда – нибудь на лайнере? Нет.
Тогда, я предлагаю вам отправиться со мной в небольшое путешествие на лайнере.
Я буду старшим пилотом, а вы юными пилотами!
4. (Подготовка к путешествию. Работа за столами: (зеркало, бумажная облако, печатная буква Л)
А чтобы отправиться в путешествие необходимо подготовиться.
а) Дыхательное упражнение «Подуем на облачко». Вдох через нос – выдох через рот.
б) Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластикой.
Возьмите зеркала, поставьте перед собой, чтобы язычок был сильным и чётко произносил наш звук, выполним гимнастику для языка с помощью руки. Взяли зеркало, смотрим на меня и выполняем как я.
Упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Качелька», «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Грибок».
в) Предлагаю вспомнить, как правильно произносится звук (Л) - повторяйте за мной: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам, воздушная струя проходит по бокам языка, голосовые связки вибрируют.
- Задание 1. А сейчас произнесём звук (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; тихо и громко).
- Задание 2. Показываю букву Л – Дадим характеристику звуку Л. Какой он? ( Ответы детей: Это согласный звук обозначается синим цветом, звонкий, твёрдый). А сейчас давайте в воздухе нарисуем букву Л.
г) Моторика для рук. Разомнём наши руки и пальцы, игра «Кулак-ребро-ладонь». (выполняем)
Молодцы! И так мы начинаем своё путешествие на нашем лайнере, а чтобы нам не было скучно, мы с вами будем играть и выполнять различные задания и упражнения, вы готовы? (Да).
5. Упражнение на дифференциацию и автоматизацию звука Л. Упражнение называется «Меняй позицию рук и называй слова»
У вас на столах карточки с изображениями рук и картинок (раздаётся каждому ребёнку)
На верхней полосе картинки - со звуком Л, в низу, изображение разное положение рук. Предлагаю сначала произнести слова-картинки, а затем произнося слова покажем и положение рук. (слушаем каждого ребёнка)
6. Автоматизация звука (Л) в слогах и словах. (за столом работа)
-Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.
Произношение слоговых рядов. Сейчас мы вместе произнесём ряд слогов, проводя пальцем по дорожке облаков, от одного самолё та к другому: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл; сла-сло-слу-слы; гла-гло-глу-глы).
-Игра (на ковре) : «Регулировщик». Если услышите звук (Л, то поднимите синюю фишку, а если нет звука (Л)- то поднимите жёлтую фишку.
Слова (лампа, штурвал, салон, пилот, ракета)
- Какие слова запомнили?
- Какие слова непонятны?
- Какое слово лишнее и почему?
7. Речевая физминутка.
Ребята, а теперь предлагаю встать, посмотрите у нас на полу обручи, я вам сейчас всё объясню, что нужно делать. И так, когда мы наступаем одной ногой говорим – Ла и хлопаем в ладоши, наступая другой ногой говорим – Ло и так же хлопаем в ладоши. Идём чётко под ритм, слушая меня внимательно. Повторяйте за мной, идём – ЛА-ЛО-ЛА-ЛО (хлопая в ладоши, а теперь так же идём обратно АЛ-ОЛ-АЛ-ОЛ.
8. Слайд № 3. (работа за столом)
Молодцы! А сейчас прошу занять свои рабочие места.
Ребята, я для вас подготовила вот такие картинки : (лайнер, пилот, штурвал, кресла, лампочка, крыло) посмотрите, давайте назовём их. Послушайте такое задание, вам нужно определить место звука «Л» в этих словах. Перед вами звуковые дорожки и фишки (предлагаю каждому «слово» по порядку, ребёнок должен запомнить своё слово и определить место звука в слове).
Продолжим наше путешествие.
9. Ребята, посмотрите на столе лежат кубики с буквами, из них надо вам составить слово «Лайнер», возьмите по одному кубику и вместе соберите слово. Давайте прочтём какое получилось слово (Лайнер).
(Показываю картинку лайнера) Посмотрите вот лайнер, он здесь один,
(показываю картинку где много лайнеров, а если их много, то как скажем – лайнеры.
(подбор слов- действия; признака).
Лайнер по небу что делает? (летит); лайнер какой? (большой, красивый).
10. Слайд № 4. Автоматизация звука (Л) в предложении, небольшом тексте. Ребята, смотря на небо, на лайнер, я составила предложение, вы послушайте пожалуйста меня внимательно и скажите, правильно ли я составила предложение? (лайнер, летит, большой, небу, по).
Задание: Предлагаю вам составить правильно предложение из этих слов, послушайте внимательно слова: (произношу слова) - (лайнер, летит, большой, небу, по).
Повтори предложение.
11. Слайд № 5. Ребята нам пришло сообщение от авиадиспетчера из аэропорта.
Л: послушайте это сообщение: (Включаю звукозапись)
По небу голубому
на белом – белом облачке
Плывёт наш лайнер к дому,
Словно в мягкой лодочке.
А теперь, ребята, я это сообщение сейчас вам повторю, а вы внимательно меня послушайте и хлопните в ладоши, если услышите звук Л в словах.
По небу гоЛЛубому
на беЛЛом – беЛЛом обЛачке
ПЛЛывёт наш ЛЛайнер к дому,
СЛЛовно в мягкой ЛЛодочке.
12. Рефлексия.
Вот и завершилось наше путешествие. Какой звук помогал нам с вами путешествовать? Мы сегодня повторили, как правильно произносится звук «Л».
Спасибо, вы меня очень порадовали! Ваши язычки работали хорошо, и вы правильно произносили звук «Л». Я уверена, что вы теперь никогда не забудете, как правильно произносится этот звук. А вам понравилось путешествие? Спасибо за ваши старания. Я вас хочу поздравить и вручить вот такие медали, теперь вы стали настоящими юными пилотами (надеваю медаль с лентами, затем аплодисментами поздравляем всех).
На этом наше занятие закончилось, давайте скажем гостям до свидания!