Светлана Сивагина
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш].
Цели:
Научить детей различать на слух и правильно пользоваться в устной и письменной речи звуками [с] и [ш];
уточнить произношение звуков [с], [ш];
учить выделять звуки из состава слова;
обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога;
Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы „Дифференциация звуков [с] и [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.
Оборудование:
буквы из разрезной азбуки – С и Ш;
картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш];
таблица, к которой прикреплены два «кармана»;
мячик.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Сравнение звуков по артикуляции.
4. Закрепление артикуляции звуков.
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.
6. Звуки [с] и [ш] как смыслоразличительные фонемы.
7. Физкультминутка.
8. Дифференциация звуков в словах.
9. Воспитание слухового восприятия.
10. Закрепление нового материала с помощью устного и графического анализа.
11. Итог.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о звуках [с] и [ш].
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: А сейчас давайте встанем, немного разомнёмся.
Представьте, что все мы – воздушные шарики. Давайте с вами надуемся: будем произносить [ш], как будто воздух накачиваем насосом (поднимают руки перед собой, локти в стороны, кисти в замке).
Ну, вот мы и надулись, а теперь и полетать можно. Лёгкий ветерок нас подхватывает, и мы летаем, летаем! (плавно двигаются) Полетали, можно и отдохнуть, сядем на дерево (останавливаются). Ой, как мы не аккуратно сели: веточки прокололи наши шарики, и мы начинаем сдуваться – на выдохе произносим [с] (постепенно оседают на ковёр).
Но не стоит нам расстраиваться, потому что мы сможем опять накачать воздух – качаем опять как насосом – [ш].
3. Сравнение звуков по артикуляции.
Логопед: Произнесите [с]. В каком положении находятся губы?
Дети: В положении улыбки.
Л: А теперь произнесите [ш]. В каком положении находятся губы сейчас?
Д: Они округлены.
Л: Правильно. Произнесите ещё раз оба звука. Посмотрите друг на друга, проверьте, правильно ли вы произносите звуки [с] и [ш]?
Произнесите ещё раз [с]. Где находится кончик языка? Вверху или внизу?
Д: Кончик языка находится внизу.
Л: То есть кончик языка находится у нижних зубов.
А теперь произнесите [ш]. Где находится кончик языка? Вверху или внизу?
Вверху.
Правильно. Язычок расположен «чашечкой». Произнесите ещё раз [с] и [ш], уже обращая внимание на положение языка, почувствуйте разницу.
А сейчас поднесите ладошку ко рту и произнесите [с], а теперь – [ш]. Обратите внимание на воздушную струю. Когда мы произносим звук [с], воздушна струя холодная, а какая она при произнесении звука [ш]?
Д: Тёплая.
Л: Итак, когда мы произносим звук [с], то губы находятся в положении, кончик языка располагается, и воздушна струя при этом …. При произнесении звука [ш] губы, язык расположен, а воздушная струя ….
С Ш
ГУБЫ в улыбке округлены
ЯЗЫК у нижних зубов «чашечкой»
ВОЗДУШ. СТРУЯ холодная тёплая
4. Закрепление артикуляции звуков.
Л: У вас на столах лежат карточки с буквами С и Ш. сейчас я буду произносить беззвучно звуки [с] и [ш], а вы должны поднять нужную карточку.
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.
Л: Давайте поиграем немножко. Я буду кидать вам мячик, и называть слог со звуком [с] или [ш], вы должны кинуть мячик обратно и назвать другой слог заменив в нём один звук – звук [с] заменяем на звук [ш], и наоборот звук [ш] на звук [с].
Например: я называю слог СА, а вы должны назвать слог ША (ША – СА).
СО, АШ, ШУ, СЭ, ИС, ШО, СУ;
АСА, АШО, УСУ, АШУ, ОША, УСЫ, ИША.
Молодцы! Все справились с заданием!
6. Звуки [с] и [ш] как смыслоразличительные фонемы.
Л: Сейчас задание то же самое: [с] заменить на [ш], [ш] заменить на [с].
КРЫСА, МИСКА, КАШКА, СУТКИ, БАШНЯ, ПАСУ, ВАС, НАШ.
Из этого задания мы видим, что если изменить одну букву, то значение слова изменится. Посмотрите, что может получиться, когда буквы стоят не на своих местах.
Мурзик вчера поймал крышу.
Сегодня мы будем красить крысу.
На стройке нужно одеть кашку.
Мама сварила Юре каску.
Л: Какие буквы стоят не на своих местах?
7. Физкультминутка: «Вот так»
Логопед: А сейчас поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить: «Вот так» и показать жестом нужное движение.
– Как живёшь? – Вот так.
(большой палец вверх)
–Как идешь? – Вот так.
(два пальца шагают по другой ладони)
–А бежишь? – Вот так.
(согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге)
–Ночью спишь? – Вот так.
(сложить руки лодочкой и положить на них голову)
–Как берёшь? – Вот так.
(хватательные движения)
–А даёшь? – Вот так.
(руки перед собой, ладони вверх)
–Как грозишь? – Вот так.
(грозить указательным пальцем)
–А шалишь? – Вот так.
(надуть щёки и разом стукнуть по ним)
8. Дифференциация звуков в словах.
Л: Приготовьте карточки с буквами С и Ш. сейчас я буду называть слова. Если в слове есть звук [с], то вы должны поднять карточку с буквой С; если в слове есть звук [ш] – поднимаете карточку с буквой Ш.
ВЕСНА, ВИШНЯ, СОН, КРАСКА, РУБАШКА, ДЕДУШКА, УСЫ, ПУШОК, ПЕСОК, ШОРТЫ, СОСНА, ШИШКА, СМЕХ, ШУМ.
9. Воспитание слухового восприятия.
1)Посмотрите пожалуйста на доску – там висят 2 кармана: 1 – с буквой С; 2 – с буквой Ш. У каждого из вас на столах лежат картинки. Ваша задача – разложить картинки по карманам:
назвать картинку;
назвать звук;
положить в нужный карман.
2) Л: Приготовьте ручки. Сейчас я буду диктовать слова – выпишите только те, в которых есть звук [ш].
УСЫ, УШИ, ВЕСНА, ВИШНЯ, КРАСКА, КРЫША, ПЕСОК, САМОЛЁТ, МАШИНА.
Л:Сколько слов вы выписали?
Д: Четыре.
Л: Кто-нибудь один прочитает их, а остальные проверяют.
10. Закрепление нового материала с помощью устного и графического анализа.
Отгадайте загадку (записана на доске).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко!
(подсолнух)
Л: Прочитайте эту загадку ещё раз.
Назовите слова, где есть [с] (посадили, вырастили, солнышко).
Назовите слова, где есть [ш] (зёрнышко, солнышко).
Назовите и выпишите слово, где есть [с] и [ш] (солнышко). Подчеркните С синим карандашом, а Ш – зелёным.
Составьте предложение с этим словом.
11. Итог.
Л: Итак, что же вы сегодня узнали? Чем отличается произнесение [с] от произнесения [ш]? (с опорой на таблицу)
Д: При произнесении [с] губы находятся в положении улыбки, кончик языка располагается у нижних зубов, воздушная струя холодная, а при произнесении [ш] – губы округлены, язык расположен в виде «чашечки», воздушная струя тёплая.
Л: Что ещё?
Д: Что нельзя смешивать звуки в словах, потому что смысл слова может измениться.