Светлана Глущенко
Конспект коррекционного логопедического занятия «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
коррекционного логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей
старшей группы компенсирующей направленности по теме: "Зима. Зимние забавы"
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать имена существительные, согласовывать их в роде и падеже;
- учить образовывать однокоренные слова.
Публикация «Конспект коррекционного логопедического занятия „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие :
- уточнить и расширить представление о зиме, её приметах, о зимних забавах;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе;
- закрепить умение употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи:
-учить правильнее и точнее выражать свои мысли;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную, координацию речи с движением;
- развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные :
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: игрушка снеговик, предметные картинки, картина с изображением зимы «-Что перепутал художник», снежок, 5 конвертов, карта, магнитофон, аудиозапись; снежок, фрагменты картины (осколки).
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями природы, беседы, загадывание загадок, чтение сказки «Снежная Королева, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме.
Словарная работа
Предметы: время года, зима, снег, мороз, лед, небо, звезды, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, поземка, холод.
Действия: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.
Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, теплые, скользкий, веселые, мягкий.
Ход занятия.
Организационный момент
Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
Логопед : Ребята покажите, как:
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка на санях детей катает»
Поцокать широким язычком.
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности детей.
Логопед. Молодцы. Я вам хочу показать красивую, необычную зимнюю картину.
Разворачивает картину, а вместо картины нарисована карта
Логопед : Ничего не понимаю. Что случилось с картиной.
Звучит аудиозапись: «Метель, вьюга. Голос Снежной Королевы»
«Ха. Ха. Ха. Ха. Я повелительница снегопадов, метелей и бурь. Я Снежная Королева. Это я заколдовала вашу картину. Расколола её на осколки. Если только захочу и вас в ледышки превращу. Если хотите получить свою картину обратно, тогда выполните все мои задания и может быт, я её расколдую. Ха. Ха. Ха.»
Логопед : Вот это да. Ребята, мы с вами сможем выполнить задания Снежной Королевы и расколдовать нашу картину?
Дети: Да?
Логопед : Тогда давайте искать задания по карте, которую оставила нам Снежная Королева.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Дети ищут по карте и находят первый конверт.
Логопед : Послушайте ребята здесь загадки и подумайте, что же будет их отгадкой.
Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов. Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется (Снег)
Льется речка — мы лежим,
Лед на речке — побежим (коньки).
На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их. (лыжи).
Все лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы (санки).
Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей
Не интересна для детей (клюшка).
Игра «Кому что нужно?».
Ребята ответьте на вопросы: «Кому что нужно?».
Клюшка нужна хоккеисту.
Коньки нужны-… (фигуристу, хоккеисту).
Санки нужны-(саночнику).
Лыжи-(лыжнику).
Шайба-(хоккеисту).
Логопед : Молодцы ребята. Все правильно ответили. А вот и первый осколок нашей картины. (Достаёт из конверта фрагмент картины).
Логопед : Давайте найдем следующий конверт.
Смотрят карту и находят конверт.
Логопед читает задание : Снежная Королева, хочет узнать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты :
— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
— Если метет метель, то погода какая? (метельная)
— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
Игра «Какой? Какая? Какое?».
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
Логопед : Молодцы ребята. Снежная Королева вернула нам второй осколок.
Физкультминутка «Зима».
Давайте немного отдохнём.
Наконец пришла зима, (встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, (присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)
И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль)
Логопед : Ребята, посмотрите на карту. Где находится третий конверт?
Дети находят конверт и снежок.
Игра «Один - много».
Логопед : Снежная Королева предлагает поиграть со снежком. Снежок - один, а когда много, мы говорим, это - снежки.
сосулька - …сосульки, снежок - …снежки, льдинка - …льдинки снежинка - …снежинки, снеговик - …снеговики, сугроб - …сугробы, мороз - …морозы, метель - …метели
Игра «Назови ласково». (Играют со снежком)
Логопед : Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – (снежок).
Снежинка – (снежиночка). Елка – (елочка) Санки – (саночки).
Горка – (горочка)
Логопед : Ребята не заморозили вас снежок?
Дети: Нет!
Логопед : Нам простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка» :
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз). Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа).
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем колбу ладони и растираем).
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею).
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).
Добывание (сообщение и приятие) нового знания.
Логопед : Молодцы. Согрелись? Давайте найдем третий конверт.
Находят конверт и снеговика.
-Логопед : Ребята, поиграйте с вашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.
- Мы решили слепить (снеговика).
- Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
- Мы показали соседям нашего (снеговика).
- Мы играли с нашим (снеговиком).
- Мы рассказали бабушке о (снеговике).
- Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)
Замечательно.
Ребята, а здесь еще одно задание: «Найдите отличия на картинках». (На картинках нарисованы снеговики).
Логопед : Великолепно, молодцы, вы нашли все отличия. И Снежная Королева вернула ещё один осколок картины.
Дети составляют картину, не хватает ещё одного осколка.
Логопед : Ну, что ж, нам нужно выполнить последнее задание.
Давайте найдем последний конверт.
Находят конверт по карте.
Логопед открывает конверт и достает предметные картинки и высыпает «снег».
Логопед : Ой, ребята, ничего не понимаю. Здесь нет задания. А только картинки и снег. Как все эти предметы могут быть связаны между собой. Что у них общего?
Логопед. Выставляет картинки на мольберт и называет: «Снег, снежинка, снеговик, Снежная королева, Снегурочка, снегирь, снежное дерево, снежный ком, снегоход. Что общего у всех этих слов?»
Дети дают ответы.
Логопед. Верно. Во всех словах мы слышим слово снег. Все эти слова произошли от слова снег, это родственные слова, похожие слова, с одним «корнем» – словом снег».
Логопед достаёт последний осколок.
Звучит аудиозапись. Звук метели и вьюги.
Снежная Королева: Да, уж, не ожидала, я что вы так много знаете о зиме справитесь со всеми заданиями. Так и быть, расколдую я вашу картину. Закройте глаза, чтоб мои волшебные осколки не заморозили вас. Все осколки растворитесь и в картину превратитесь». Звук метели и вьюги.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Логопед. Ребята, смотрите, Снежная Королева сдержала своё обещание и расколдовала картину. Посмотрите, что нарисовано на картине.
А что необычного в этой картине? А есть ли на картине слова родственники к слову снег.
Ответы детей.
Итог занятия. Анализ и самоанализ деятельности детей. Рефлексия.
Логопед : Сегодня мы много говорили, о самом сказочном времени года. О каком? За что вы любите зиму?
Ответы детей.
Логопед : Что мы еще делали? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового.
Ответы детей