Ирина Сергеевна Кондратенко
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ТНР «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ТНР «Домашние птицы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая Всеволожского района Ленинградской области
Составила: учитель – логопед Кондратенко Ирина Сергеевна
2016 г.
Цель: Актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним птицам.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ТНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• Уточнение и закрепление предметного и глагольного словаря по теме: «Домашние птицы».
• Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.
• Учить делать выводы по результатам проведенного опыта.
• Развивать внимание, зрительный гнозис.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Закрепление навыков счета на слух в пределах 5.
• Развивать память, воображение, мышление, интерес к проведению опытов;
• Развитие фонематического слуха.
• Развивать у детей коммуникативные качества.
• Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.
• Развитие плавного длительного выдоха.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Укрепление глазных мышц
• Развитие умения ориентироваться в пространстве
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать сотрудничество, взаимопонимание в ходе работы
• Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
• Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам.
• Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.
Педагогический замысел
В области «Познавательное развитие»:
- Развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность
- Закрепление навыков счета на слух в пределах 5.
- Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с пером; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В области «Речевое развитие»:
- Совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.
- Активизация предметного и глагольного словаря.
В области «Социально – коммуникативное развитие»:
- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.
- Умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
В области «Художественно-эстетическое развитие»
- Упражнять детей в плоскостной лепке
- Учить создавать сюжетную композицию.
- Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции на тему окружающей жизни «Птичий двор»
В области «Физическое развитие»:
- Развитие кинезиологических умений:
1. Артикуляционные упражнения
2. Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
3. Упражнения на развитие общей двигательной активности
4. Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов).
5. Дыхательные упражнения.
6. Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; вверху; внизу
- Способствовать развитию двигательной активности детей
Формы работы: игровая, беседа, обсуждение, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации: подгрупповая
Категория возраста: 5-6 лет (ОНР III уровень речевого развития)
Материал:
- Аудио-запись «голоса домашних птиц».
- Диск с видеозаписью «Письмо от бабушки Матрёны».
- План-карта группы.
- Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами
- Листья от деревьев
- Лисьи следы
- Картина птичьего двора, разрезанная на 5 частей.
- Голубая ткань, обозначающая «озеро».
- Рыбки с примерами
- Оборудование к эксперименту (перья,
- Раздаточные иллюстрации домашние птицы
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизенера
- Демонстрационная картина «Птичий двор»
- Трафареты птиц для лепки
- Пластилин, доски.
Ход:
Дети играют. В группе звучит аудиозапись «Голоса домашних птиц»
- Ребята, а что это звучит? (дети дают ответы)
- А вы раньше слышали такую музыку? (Вдруг падает письмо.)
- Ой, а что это такое? (Дети поднимают конверт и достают карту и диск)
- Что же нам делать с диском и этой картой?
(Подходят к телевизору. На диске видеописьмо от бабушки Матрёны: «Здравствуйте, дорогие мои ребята! У меня случилось большое горе, лиса пробралась на мой птичий двор распугала всех птиц. Помогите мне пожалуйста их найти. Сама я не могу оставить хозяйство, но я вам оставила подсказки).
- Ну что поможем?
- Как же нам найти птенцов? (По карте).
- Мы собрались их искать, но откуда начинать (С цифры 1).
- Давайте её найдём. (дети видят на карте цифру 1 и соотносят её с групповым помещением)
- Ой, посмотрите, а чьи это следы? (Лисьи).
- Да, верно, значит мы двигаемся в правильном направлении. Ребята, а как вы думаете кто живёт на птичьем дворе у бабушки Матрёны? (Птицы).
- Назовите их.
- Как мы их можем назвать одним словом?
-А почему их так называют?
-Ой, смотрите, что это? (пёрышки) Дети поднимают их.
А давайте попробуем на них подуть.
(Дети делают носиком вдох, не поднимая плечи и дуют на маленькие пёрышки не надувая щёк, а логопед дует на большое перо.)
- Ребята, а как вы думаете, почему это перо быстрее упало чем у вас?
- Какой можно сделать вывод? Правильно предметы которые тяжелее быстрее падают чем лёгкие. (дети находят часть пазла)
- Первую подсказку нашли. Пора следовать дальше. Что нам указывает карта
(дети по карте отыскивают цифру 2 и соотносят её с групповым помещением).
- И здесь лиса побывала. И картинки раскидала.
Надо собрать картинки только со звуком У. (гусь, гусёнок, утёнок, утка, петух, курица, цыплёнок, индюк, индюшка, гусыня, селезень, индюшонок)
- Посмотрите, куда идти дальше? (дети по карте отыскивают цифру 3 и соотносят её с групповым помещением).
- Ребята, что это? (озеро). Как вы думаете что же здесь делала лиса?
Давайте посмотрим сколько же рыбы наловила лиса?
(дети на рыбках считают и проговаривают примеры)
- Найдите ещё одну подсказку.
Нам пора. Куда идти дальше? (дети смотрят на карту, отыскивают цифру 4 и соотносят её с групповым помещением).
- Посмотрите на картинки, как вы думаете что с ними надо сделать? (Собрать семью).
- Правильно. (дети собирают в отдельные кучки семьи птиц.)
- Как назвать семью курицы? (куриная)
Как назвать семью гуся (гусиная)
Как назвать семью утки (утиная)
Как назвать семью индюка? (индюшиная)
Кем был петух, когда был маленький?
Кем будет утёнок когда вырастет?
Кем была утка?
Кем будет гусёнок?
Кем будет цыплёнок?
Кем был индюк?
Кем была гусыня?
- Молодцы! А теперь мы превратимся в домашних птиц.
(дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Утром солнышко проснулось,
Широко нам улыбнулось. «Улыбка»
Птичий двор, пора вставать,
Надо зёрна поклевать «Трубочка»
Вот идёт надутый гусь,
Он драчливый, я боюсь «Надуть щёки»
Он щипает клювом пятки
Убегайте без оглядки «Губы смыкаются – размыкаются»
Это наш большой индюк
Клюв его похож на крюк «Болобочет»
На качели сел петух
И запел для всех вокруг «Качели»
- Где же ещё подсказка (берут часть пазла). Пора следовать дальше.
(дети смотрят на карту, находят цифру 5 и сопоставляют с цифрой в группе)
- Что мы можем с этим сделать? (Надо сложить картинки и палочки).
(дети складывают из палочек Кюизенера и разрезных картинок домашних птиц.
- Вот мы и нашли последнюю часть. Смотрите вот части которые мы нашли, что же с ними делать? (дети подходят к магнитной доске и закрепляют картину из разрезных частей).
- Давайте посмотрим кто же живёт у бабушки Матрёны.
Перед нами петушок. Смотрят вперёд
Он с земли зерно клюёт Смотрят вниз
Слева курочка идёт Смотрят влево
Справа уточка плывёт Смотрят вправо
Сверху солнце ярко светит Смотрят вверх
Согревает всех вокруг Крепко зажмуриваются.
- Мы помогли бабушке Матрёне и нашли всех птиц и их птенцов. Давайте ей на память о нас сделаем картину и по почте отошлём. (дети берут пластилин, доски, заготовки птиц и путём размазывания пластилина по плоскости выполняют лепку)
- (во время лепки) Давайте подумаем, а как птицы разговаривают друг с другом.
Петух – кукарекает.
Курица – кудахчет, квохчет.
Гусь – гогочет, шипит.
Цыплёнок – пищит.
Утка – крякает.
Индюк – болобочет.
- Молодцы!
Скажите что мы сегодня с вами делали? Что было сложным? Что вам понравилось?
А теперь оцените себя. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно и у вас всё получилось - покажите «солнышко», а если у вас что-то не получилось – «тучку»
- Молодцы! На этом наше путешествие закончилось.
Курица довольна своими цыплятами!
Утка довольна своими утятами!
Гусыня довольна своими гусятами!
А мы довольны своими ребятами!
(включаю музыку и дети занимаются свободной деятельностью.)