Оксана Закелова
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну злости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну злости"
Цель: познакомить детей с эмоцией «злость, гнев», способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослабление агрессивногоповедения,
учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну злости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Оборудование: пиктограмма «Злость», мишень с шариками – липучками, газетная или любая другая бумага, подушка, ящик с мокрым песком, бусинки, ракушки, камешки, вода и салфетки для мытья рук.
Ход занятия
Приветствие
Педагог – психолог: Давайте встанем в круг.
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде чем с вами отправимся в путь,
Друга приветствовать ты не забудь.
Здравствуй (имя первого ребенка,
Здравствуй (имя второго ребенка, называют имена детей по кругу)
(Педагог – психолог показывает детям сердитое облако.)
Облачко «Здравстуйте» вам говорит.
Какое, ребята, оно на вид?
(Дети называют эмоцию облака.)
Сердитое облако нас в гости зовет,
И мы за ним полетели. Вперед!
(Под медленную музыку дети садятся на стульчики.)
Упражнение «Страна злости»
Педагог - психолог: «Ребята. Я хочу прочитать вам отрывок из «Мойдодыра» :
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому дадут –
Прямо в мойку, прямо в мойку
С головою окунут!»
Ребята обсуждают чувства, которые испытал Мойдодыр. Они рассматривают предлагаемую пиктограмму «Злость» и пытаются изобразить эту эмоцию. Затем делается вывод о том, что сегодняшнее путешествие будет в «страну Злости». У всех жителей этой страны злое выражение лица, а узнаё м мы это так: брови нахмурены, рот открыт, растянут в сторону, видны два ряда сжатых зубов.
Упражнение «Шкала злости»
Педагог - психолограссказывает ребятам о том, что все люди когда - то злятся. Наша злость бываетслабой, средней и сильной.
Детям предлагается подойти к мишени и по очереди кидать в неё шарики.
Первый раз со словами: «Я слегка разозлилась (ся, когда,».
Второй раз со словами: «Я разозлилась (ся) сильнее, когда,».
И последний раз со словами: «Я разозлилась (ся) очень сильно, когда,».
Педагог - психолог объясняет, что главное в этом упражнении – это сила, с которой они должны бросить шарик. Она должна быть такой же, как их раздражение или злость.
Дети по очереди выполняют задание. Если ребёнок забыл фразу, то педагог - психолог помогает ему и следит за силой броска ребёнка.
Этюд «Злой Принц»
Педагог - психолог читает детям рассказ о злом Принце и доброй девочке – Алёнушке – и предлагает разыграть эту историю. Все дети должны побывать в роли Принца.
«Далеко ли близко, давно или недавно в одной деревне жила была Аленушка краса длинная коса. Была она одна-одинешенька. Решила она счастья да любви по миру поискать. Пробродила три дня и три ночи. Видит царство-королевство. Живет там Принц. Красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Брови – уголь, губы – розы, волосы – шелк. Загляделась Аленушка на Принца, а он ее в гости зовет – зазывает: «Погости у меня, голубушка, погости у меня, красна девица». Согласилась она, не противилась.
Да вот беда – не знала Алёнушка, что у Принца сердце ледяное было. Только и делал, что людей в зверей превращал да голодом морил. Расколдовать их можно было добротой и лаской.
Как - то раз вышла Алёнушка во двор, вдруг видит – Принц медведя мучает: «Буду бить, буду казнить!» У Алёнушки душа в пятки ушла. Как ушел Принц, бросилась она к медведю: «Медведушка – косолапушка, не печалься, не грусти, а со мною убеги».
Не успела она и три раза моргнуть, как медведь в доброго молодца обернулся. Говорит он человеческим голосом: «Спасибо тебе, красна девица. Спасибо за доброту и ласку». А Принц тут как тут. Так разозлился, что дулся - дулся да и лопнул. Осталось только льдинка, да и та на солнышке растаяла.
Стали Алёнушка с добрым молодцем в царстве – государстве жить – поживать да детишек наживать».
Упражнение «Прогони злость»
Педагог - психолог еще раз говорит детям о том, что все люди злятся. И каждый
по – своему выражает это чувство: одни с помощью слов, а другие – с помощью кулаков. Для того чтобы не портить отношений с другими людьми, можно научиться волшебным приемам, которые помогают эту злость прогнать.
Детям предлагается взять по газете и представить, что каждый из них на кого-то очень разозлился. Затем надо скомкать газету с силой и бросить ее в сторону. Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга.
Затемпедагог - психолог просит детей закрыть глаза, достает подушку и кладет ее на стул (стол). После того как дети откроют глаза, педагог - психолог объясняет что это волшебная подушка, которая помогает прогнать злость. Каждому ребенку предлагается по очереди подойти кподушке, представить, что он на кого–то очень
сильно разозлился, и со всей силы начать по ней бить. Дети выполняют задание, а педагог - психолог следит за их состоянием. На выполнение задания дается несколько минут. Если ребенок очень увлекся, ведущий останавливает его. Каждый ребенок должен участвовать в этом упражнении.
По окончании выполнения задания «волшебная подушка» вручается кому – нибудь из участников с просьбой, после занятия отнести ее в группу и выбрать для нее вместе с воспитателем «почетное» место. Педагог - психолог говорит детям о том, что каждый из них, когда разозлится, может подойти к подушке и ее с помощью прогнать свою злость так, как это было сделано на занятии.
Игра «Победитель злости»
Педагог – психолог говорит детям, что с помощью песка можно вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее.
Педагог – психолог, а затем дети, комментируя весь процесс изготовления, делают из мокрого песка шар – злюку,на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот. После того как все закончили свои постройки, педагог – психолог предлагает каждому ребенку положить руки на свой шар – злюку, закрыть глаза, вспомнить, на что они обычно злятся, и попробовать перенести свой гнев в этот шар. Дети открывают глаза, и педагог – психолог объясняет им, что теперь в каждом шаре живет их злость.
Затем дети любым способом разрушают песочный шар, приговаривая «волщебное заклинание» : «Прогоняю злость, приглошаю радость».
После этого дети руками медленно выравнивают поверхность песка, оставляя на ней отпечатки своих ладоней. Ребятам предлагается украсить эти отпечатки бусинками, ракушками, камешками и другим как знак их успокоения и обретения равновесия.
После выполнения этого упражнения детям нужно проговорить «волшебные слова» : «Я победил свою злость, и я спокоен».
По окончании работы педагог - психолог предлагает детям подойти к тазику с водой и вымыть руки.
Заключение
Педагог - психолог предлагает детям разбиться на пары, сесть на против друг друга и протянуть друг другу руки, при этом говоря тихим голосом: «Наши руки могут делать не только плохие дела: ссорится, драться, но и хорошие: красиво лепить и рисовать, гладить котенка, обнимать маму и т. д.»
Релаксация «Плывем в облаках» (звучит музыка).
Педагог – психолог:-А сейчас мы немножко отдохнем.
Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте.
Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и мягко поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе.
Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку и оно плавно мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке так замечателен.
Дышите спокойно, с удовольствием. Слегка подвигайте ногами, пошевелите пальцами ног. Ладони медленно зажмите в кулак, расслабьтесь. Руки вытянули вперед, и с удовольствием потянулись. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза и улыбнитесь!
- Наше занятие подходит к концу.
После выполнения этого упражнения педагог - психолог просит детей вспомнить, в какой стране они сегодня побывали и в какие игры они играли (еще раз необходимо обратить внимание, как можно «прогнать» свою злость).
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями.
Педагог – психолог: «Вы молодци, ребята, я надеюсь на то, что вы будете играть каждый раз в такие игры, когда кто – то очень разозлит вас. А теперь нам пора прощаться. До свидания. Я буду ждать встречи с вами!»