Надежда Дюкова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Роскошь человеческого общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно – развивающего занятия
Тема: «Роскошь человеческого общения»
Цель: научить свободному деловому общению и закрепить правила хорошего тона.
Задачи:
коррекционные :
- развитие коммуникативных качеств:
умение свободно и интересно разговаривать,
умение понимать и принимать позицию другого человека,
умение слушать собеседника,
умение анализировать поступки и слова собеседника.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Роскошь человеческого общения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- закреплять умения:
держать свободно, раскованно свое тело при общении, разговоре,
повернуться лицом к собеседнику,
управлять своей мимикой, правильно пользоваться жестами, соблюдать личное пространство собеседника.
- формирование культуры речи: четкость, ясность, правила произнесения слов, интонация;
- формирование речевого этикета: употребление слов приветствия, благодарности, утешения, одобрения, извинения;
- расширение активного словарного запаса: корыстолюбие, ехидство, напористость, деликатность.
воспитательные:
- закрепление правил хорошего тона при общении :
уважать собеседника,
не прерывать говорящего,
«не замечать» ошибки собеседника,
при разговоре не гримасничать, не размахивать руками,
избегать конфликтов,
не обвинять собеседника,
не спорить по мелочам,
избегать категоричности,
оценивать свое поведение, не употреблять грубые, резкие слова,
употреблять в речи вежливые слова, обращения.
- воспитание вежливости, дружелюбия, уважения к собеседнику.
Оборудование: наглядный материал: карточки с обозначением положительных и отрицательных качеств человека, карточки с правилами поведения, плакат с эпиграфом, плакат с правилами поведения; магнитофон, аудиокассета с записью авторской песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Предварительное анкетирование:
1. Умеете ли вы общаться?
2. С кем вы общаетесь чаще всего? (с одноклассниками, друзьями по школе, по дому, с родными)
3. Для чего вы общаетесь?
4. Что такое общение для вас?
5. Сколько времени в среднем вы общаетесь ежедневно? (2 – 3 часа, бывает больше, бывает меньше)
6. Читали ли вы что-нибудь (в книге, статье) по поводу общения?
7. Не случалось ли, что вам было трудно наладить общение с кем-нибудь?
8. Не случалось, что вас не понимали или понимали неверно?
9. Считаете ли вы себя интересным собеседником? (да, нет, не мне судить)
10. Считаете ли вы, что общению надо учиться или это умение приходит само?
11. Допускаете ли вы, что книга по проблемам общения могла бы вас заинтересовать? (допускаю, но не уверен, да, нет)
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1. Организационный момент:
- Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения. Тема нашего занятия – «Роскошь человеческого общения». Наш кабинет превратился в импровизированную гостиную. У стены, на которой развешены пейзажные картины начала 20 века художника Михаила Шишлова, ковер, на котором поставлены полукругом кресла для вас, в середине – столик с подсвечником, вазой с живыми цветами. Рабочие столы убраны, середина класса свободна. У окна, рядом со шкафом, два стола для выполнения задания. Проходите и рассаживайтесь поудобнее.
Ученики садятся в кресла.
2. Вводная часть.
- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - сказал Антуан де Сент – Экзюпери. Что для вас общение? Как вы понимаете это слово?
-Общение – взаимодействие двух или более людей с целью налаживания отношений, ожидание помощи, участия, избавления от одиночества, получения сведений. Ваш опыт общения еще мал и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях.
Воспитатель анализирует ответы детей на вопросы анкеты, предложенной заранее.
- Сегодня для нас важно определить, что необходимо для успешного общения и привести в систему наши знания о тех качествах, которые присущи культурному человеку в нашем обществе.
Ответы детей:
- общение нужно людям, чтобы не быть одинокими;
- общение очень важно для меня;
- люблю общаться с друзьями, это интересно и весело (и т. д.)
3. Основная часть.
- Послушайте разговор девушек из повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
- Выскажите свое мнение о взаимоотношениях девушек, симпатичны ли они вам, вспомните интонацию их голосов.
-Действительно, у Лизы и Насти есть чему поучиться, строя взаимоотношения с подругами.
- Поиграем в игру «Что привлекает в человеке и что отталкивает».
Условия следующие: на столах разложены карточки, где обозначены положительные и отрицательные качества характера. Нужно выбрать карточки отдельно с положительными и отрицательными качествами. Приступайте к выполнению задания.
Упражнение.
- Хочу заметить, что любое обращение, употребляемое нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. Такое простое слово, как «здравствуйте» можно произнести на 40 ладов. Давайте попробуем, а сколькими владеете вы?
-Расскажите, какие эмоции вы вкладывали в свое приветствие.
- Подведем итоги игры:
Какими же качествами характера должен обладать человек, достойный
подражания, которому во всем
можно довериться?
Назовем отрицательные качества, которые не нравятся окружающим:
- Как вы понимаете значение слов:
- корыстолюбие
- ехидность
- напористость
- деликатность
-Культурный человек старается научиться жить бесконфликтно. Один из способов – умение делать комплименты. Давайте говорить друг другу приятные слова, сопровождая жестами и соответствующей мимикой. Разделитесь попарно, встав друг против друга на расстоянии трех шагов.
Задание: делая по одному шагу, говорить друг другу:
1 пара: слова приветствия – здравствуйте, доброе утро, приветствую вас, привет, рад вас видеть, добрый день.
2 пара: слова благодарности – большое спасибо, благодарю вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить вам свою признательность, нет слов, чтобы выразить мою благодарность, спасибо.
3 пара: слова утешения, сочувствия- я вам сочувствую, мне жалко, что так случилось, успокойтесь, не расстраивайтесь, не надо об этом думать, все пройдет, всякое бывает.
4 пара: слова извинения – прошу простить, я очень огорчен, мне неловко, простите, я не хотел, позвольте попросить прощения, я виноват перед вами.
Анализ воспитателя: хочу отметить, как Саша при приветствии подал руку, наклонил голову; а если бы улыбнулся, было бы более искренне. Ира, а если бы Наташа ничего не говорила в утешение, как бы ты поняла, что она тебе сочувствует? и т. д.
- При общении часто возникают трудные ситуации, из которых найти выход порой нелегко. Но нужно. Попытаемся вместе это сделать.
Ситуация 1.
Приглашаются Вероника и Миша. Вероника обижена:»Вчера ты, Миша, шел мне навстречу и не поздоровался. Это не вежливо». Миша удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав?
Ситуация 2.
Приглашается Алина и Максим. Алина говорит: «Максим, почему ты не здороваешься с соседом?» Максим в ответ: «Вовсе не обязательно здороваться со семи знакомыми. Этот сосед такой вредный, что я не хочу с ним здороваться. Что же мне, притворяться?» Прав ли Максим?
Ситуация 3.
-Я была свидетелем, когда в переполненном трамвае женщина громким голосом воскликнула: «Ты что, не видишь, что ли куда идешь?» Эти слова были обращены к незрячему пассажиру. По его лицу было видно, что он не обиделся. Как вы думаете, что он ответил?
4. Закрепление.
- Предлагаю вам серьезное задание: составить правила хорошего тона при разговоре.
В заключение я дам вам несколько рецептов поведения, которые вы должны запомнить и выполнять, а чтобы вы не забыли, поместим их в наш классный уголок.
Воспитатель вывешивает на доске плакат со следующими правилами:
1. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно.
2. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему сказать.
3. Никогда не шепчитесь, если вы в гостях.
4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим.
5. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены.
- Думаю, что после сегодняшнего разговора мы задумаемся о нашем отношении к своим сверстникам, к взрослым. Будьте вежливы и культурны. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Звучит авторская песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Две ученицы показывают сценку.
- у девушек духовная близость; они как сестры; у них нет секретов друг от друга; они проявляют сердечность, уважение друг к другу; интонации доброжелательные, шутливые.
Дети выполняют задание.
Дети выполняют упражнение.
Ответы учеников:
доброжелательность, внимательность, безотказность, скромность, вежливость, неподкупность, откровенность, тактичность, напористость, инициативность, любознательность;
грубость, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, болтливость, корыстолюбие, обидчивость, ехидность, назойливость.
стремление к наживе, жадность;
злая насмешка над кем то, язвительность;
настойчивость, решительность
мягкость, тихость в обращении.
(с помощью воспитателя)
Ученики выполняют задание.
Дети с помощью воспитателя анализируют свои слова и действия.
по этикету первым здоровается мужчина, мальчик; из двух людей одного пола и возраста первым здоровается тот, кто культурнее.
это характеризует уровень культуры Максима; если он будет первый здороваться с соседом, это рассеет все недоразумения в общении.
извините, я незрячий;
Дети с помощью воспитателя составляют следующие правила:
1. Уметь свободно, интересно рассказывать.
2. Уметь слушать собеседника, не перебивать его.
3. Уважать собеседника.
4. Не заходить в личное пространство собеседника.
5. Использовать слова вежливости.
6. Избегать споров по мелочам, конфликтов.
7. Избегать категоричности.
8. Не замечать ошибки других.
9. Не употреблять грубые, резкие слова.
10. Стремиться согласиться, а не возразить.
11. Стремиться не к победе, а к миру.
Ученики получают карточки и зачитывают правила (слепым детям раздаются карточки с текстом, написанным шрифтом Брайля).