Зинаида Солнцева
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Мир эмоций»
Цель: стабилизация эмоционального состояния детей, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и других.
Задачи:
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие познавательного интереса к психологическому здоровью;
2. Развитие коммуникативных навыков;
3. Развивать умение управлять своими эмоциями.
Коррекционно – образовательные :
1. Дать представление о том, что такое эмоция;
2. Дать представление о классификации эмоций;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
3. Учить узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме;
4. Научить понимать свое эмоциональное состояние и других;
5. Учить анализировать художественное произведение с точки зрения эмоционального восприятия.
6. Учить контролировать свои эмоции.
7. Способствовать обогащению эмоциональной речи ребенка через синонимы.
Коррекционно - воспитательные :
1. Воспитывать терпимое отношение друг к другу;
2. Воспитывать уважение и искренний интерес друг к другу.
Оборудование.
1. Набор пиктограмм эмоций;
2. «Цветок» настроения (из цветной бумаги);
3. Спокойная музыка для релаксации;
4. Сказка «Три медведя» (на диске или печатный текст);
5. Карандаши, фломастеры, бумага;
6. Природный материал (желуди, камушки или веточки) и емкость для них;
7. Набор фото – эмоций;
8. Цветные шнурки, картонные или деревянные доски с отверстиями
9. Карточки «Домики эмоций»;
10. Мягкая игрушка;
11. Зеркала по количеству детей;
12. Ёмкость с водой.
Продолжительность занятия : 35 минут.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ритуал приветствия «Цветок настроения».
Психолог : Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Психолог : Сегодня у нас необычное занятие. Мы узнаем, что такое эмоция, научимся определять свои эмоции и эмоции других. Начнём наше занятие по традиции с определения нашего настроения.
У меня в руке цветок,
Он красивый такой
Выбирайте лепесток,
Всё равно, какой.
(Возможно повторение цветов лепестка).
(Дети выбирают лепесток, психолог просит объяснить, почему выбрали дети тот или иной цвет лепестка, какие чувства вызывает тот или иной цвет лепестка, прикрепляют на экран настроения).
II. Вводная часть.
Упражнение «Определи эмоцию».
Психолог : Дети послушайте стихотворение:
Как сердцу высказать себя?
Другому, как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Психолог : Это стихотворение о чувствах. Чувства, которые испытывает человек не всегда можно сказать словами и поэтому человек выражает их в своих эмоциях и поведении. Эмоции – это то, что мы переживаем. Эмоциональные состояния человека – это радость, печаль, гнев, страх, веселье, спокойствие, интерес, удивление…
III. Основная часть.
Психолог : Давайте, посмотрим на фото и попробуем определить эмоцию и эмоциональное состояние людей.
Помощь психолога детям. Вопросы:
Какие эмоции вы увидели на фото? (спокойствие, радость, огорчение, гнев и т. д.) Назовите эмоции, которые возникают, когда вам хорошо? (радость, веселье, спокойствие) Назовите, эмоции, которые возникают, когда вам плохо? (плач, гнев, печаль, страх). Назовите положительные эмоции. Назовите отрицательные эмоции.
Психолог : Спасибо за ответы.
Разминка «Угадай по лицу»
Выбирается водящий. Дети и психолог встают в один ряд, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмическую музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.
Помощь психолога детям.
Вопросы: Как вы догадались, у кого игрушка? (Через выражения лица, глаза, улыбку и т. д.) Сложно ли было не показывать свои эмоции? (Да, нет). Почему? (Скрывать свои чувства сложно и потому трудно контролировать свои эмоции).
Психолог : Чтобы научиться контролировать свои эмоции, нужно развивать в себе терпение, сдержанность, учиться понимать другого человека.
Дидактическая игра «Подбери синонимы (антонимы)»
Психолог : Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом. (радость - счастье, грусть - печаль, удивление – восхищение, страх – тревога, горе – печаль, злоба – недовольство, ярость – гнев, радость – веселье, испуг – страх)
Помощь психолога.
Показывает, как работать с дидактическим материалом (Желательно раздать наборы, различающиеся по содержанию).
Обсуждение результатов.
Дети рассаживаются на коврик, обсуждают выполненное задание, исправляют свои ошибки, помогают другим.
Анализ сказки «Три медведя»
Психолог : Ребята, я вам принесла этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки (пиктограммы эмоций, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки.
Дети достают каточки из мешочка, называют эмоцию.
Помощь психолога.
Объяснение правил выполнения задания.
Психолог : если при прослушивании сказки, вы услышите, где герои сказки выражают ту эмоцию, которая вам досталась, поднимаете карточку с эмоцией вверх.
Обсуждение результатов.
Психолог : Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.
Исследовательская игра «Вода»
Психолог : Ребята, у меня в мешочке осталось ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на ней изображено. Это – спокойствие. Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя.
Дети: Когда Маша спит
Психолог : Покажите с помощью зеркала спокойствие
(Работа детей с зеркалом).
Психолог : сегодня для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете, в каком она сейчас состоянии?
Дети: Она спокойна
Психолог : А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней (постучать по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет.
Так же и с людьми, если в жизни происходит что-то плохое, или кто-то тебе нагрубил, сказал плохие слова, поступил с тобой несправедливо - настроение сразу портиться, и мы испытываем не самые лучшие эмоции. Поэтому нужно стараться при общении: уважать друг друга, выражать искренний интерес друг другу, помогать в беде, радоваться вместе удачам. Хорошее настроение и положительные эмоции человек испытывает, если умеет общаться с другими, следит за своим здоровьем, правильно питается, занимается спортом и интересным делом.
Упражнение «Волшебный сон»
Психолог : Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём (Звучит спокойная музыка). Ложитесь на коврик так, что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2раза,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело (2 раза,
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза)
Психолог : Отдых тоже способствует, хорошему настроению и положительным эмоциям.
Игра «Домики эмоций».
Детям раздаются карточки.
Психолог : дети посмотрите на карточки, на них нарисованы домики с эмоциями, в середине расположен человечек, этот человечек каждый из вас. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете перемещать человечка из домика в домик в зависимости от ситуации в вопросе.
Правила игры: дети рассаживаются так, чтобы не мешать друг другу.
Вопросы детям:
Когда ты, получаешь хорошую отметку, что ты испытываешь? Почему?
(ответы детей)
Когда ты, получаешь плохую отметку, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)
Когда, твой друг заболел, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)
Если ты сделал плохой поступок, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)
Когда ты видишь, что обижают другого, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)
Если, ты не сделал домашнее задание, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей).
(Вопросы могут варьироваться).
Вывод.
Психолог : Каждый из вас, в той или иной ситуации испытывает разные эмоции, эмоциональные состояния. Это происходит потому что, мы не одинаковы, каждый из вас индивидуален.
Рефлексия в рисунке. Моделирование.
Дети усаживаются на свои стульчики.
Психолог : У меня в руке ведро,
Вот: волшебное оно.
В нём каменья непростые.
В нём каменья озорные.
Опусти в него ладошку
И возьми себе немножко.
Дети опускают ладони в ведро и берут камни.
Психолог : С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложите из природного материала лицо с эмоцией, которая нравится больше всего.
(Дети могут работать в паре)
Беседа по результатам.
Психолог : Расскажите, что у вас получилось? Какое настроение у вас бывает чаще всего? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?
IV. Заключительная часть
Ритуал прощания «Цветок»
Психолог : В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроение, изменилось ли оно? Почему?
Психолог : Что вы узнали нового и интересного для себя во время занятия? В какие игры и упражнения вы бы, хотели поиграть еще раз? (ответы детей). Молодцы! До свиданья!