Ольга Ковалева
Конспект коррекционно-развивающего мероприятия «Знакомство с народными традициями. Колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с народными традициями. Колядки
Данный материал будет полезен педагогам ДПО и воспитателям, работающим в дошкольных учреждениях и первом классе школы.
Конспект интегрированного образовательного мероприятия
«Детям о народных традициях. Колядование»
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель: Формирование стремления детей с различными ОВЗ, активно участвовать в мероприятии, общаться со сверстниками и взрослыми, быть доброжелательным и отзывчивым.
Программное содержание:
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего мероприятия „Знакомство с народными традициями, Колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Обучающие задачи: Обогатить представления детей о явлениях окружающего мира. Создать условия для знакомства с традициями и обычаями народов России, с обрядовыми праздниками. Актуализировать знания о зимних праздниках и развлечениях. Обогащать активный и пассивный словарь, за счет введения «обрядовых» слов: коляда, сочельник, святки, сочиво…
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство юмора, используя сюжеты из русского народного обрядового творчества. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
Развивающие задачи: Продолжать развивать речь детей, как средство общения. Развивать творческие способности детей.
Материал и оборудование: подвижные музыкальные игры «Карусель», «Колпачек»; музыка для игр-эстафет; 2 метлы, 2 конуса, канат, веревка, коробка для гадания с атрибутами: расческа, ножницы, книжка, краски, ручка, калькулятор, градусник, касса, машинка.
демонстрационный: иллюстрации с изображениями праздника «Колядование», текст Указа
раздаточный: прямоугольники из бумаги светлых тонов 15х20 см на каждого ребенка, полукруг из бумаги диаметром 15 см, клей, веревочки для петельки, глазки.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: рассматривание иллюстраций на тему «Народные праздники», чтение колядок, просмотр диафильмов по теме, отгадывание загадок.
Взаимодействие с семьями воспитанников: выставка детских работ
Этапы Содержание, методы, приемы Время проведения
1. Вовлечение в деятельность Звучит фонограмма русской народной мелодии «Камаринская»
Педагог:
Дети. Я хочу для вас
Рассказать такой Указ
Приготовленной самой
Белой Матушкой-зимой
(читается Указ)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
Ребята, я приглашаю вас на праздник, который называется «Рождественские колядки» 1 мин
2. Целеполагание Ребята, сегодня нас ждет путешествие в прошлое. Вы познакомитесь с русским народным праздником – колядки. Узнаете, что делали и в какие игры играли ваши сверстники долгими зимними вечерами. 1-2 мин
3. Виды деятельности, действия Педагог:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать,
Будем вместе мы играть!
Игра «Карусель»
Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!»
(Затем сменить направление и продолжить игру)
Педагог: Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения.
Рождество отмечается ежегодно в один и тот же день – 7 января. А 6 января, в канун рождества, отмечают Рождественский Сочельник.
В Рождественский Сочельник с восходом первой звезды семья собиралась за ужином, а на стол хозяйки ставили двенадцать блюд. Главной на столе в Сочельник являлась каша, которая называлась сочиво - каша из пшеницы с изюмом и медом. Уже после ужина, ближе к полуночи, молодежь собиралась компаниями и ходила по домам. Парни и девушки пели песни – колядки – за что хозяева давали им деньги или угощения.
Ребенок 1
Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
Ребенок 2
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Ребенок 3
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!
Педагог:
Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех!
Шуток хватит здесь на всех!
Игра «Колпачок»
Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям.
Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»
Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».
Педагог: А какой же народный праздник без веселых соревнований?
Игра-эстафета «Веселые скачки на метле»
Цель: Формирование чувства равновесия.
Содержание: Дети делятся на 2 команды. Обеим командам выдается метла, украшенная бантами. Дети, по очереди, берут метлу, и имитируя скачки на лошади, добегают до конуса и поворачивают обратно. Добежав до своей команды, необходимо передать метлу следующему участнику. Игра продолжается. Пока все участники команды не проскачут до конуса и обратно.
Игра-соревнование «Перетяни канат»
Цель: Обучение умению играть по правилам
Содержание: Дети делятся на 2 команды. Встают напротив друг друга. Берут в руки канат. По команде взрослого, тянут канат в разные стороны. Команды пытаются перетянуть соперников на «черту». Побеждает команда, которой удалось перетянуть соперников на свою половину.
Педагог: А теперь немного отдохнем и отгадаем загадки
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
Старик у ворот
Все тепло уволок. (Мороз)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (Снежинки)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы. (Вьюга)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а. (Лед)
Педагог:
Раз в морозный вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали…
Ребята, а вы хотите погадать?
Дети встают в круг. Педагог вместе с детьми говорит стихотворение, после которого дети по очереди с закрытыми глазами, достают из коробки какой-либо предмет: ножницы, книгу, расческу, краски, калькулятор, машинку…
Коробочек с вершочек
Скажи нам, дружочек
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется…
Педагог:
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
Игра «На златом крыльце сидели»
Цель: Обучение умению играть по правилам
Содержание: Дети стоят в кругу. В центре круга – ведущий. Он раскручивает веревочку, со словами:
Прыгайте как можно выше
Можно прыгать выше крыши…
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Кому не удалось вовремя подпрыгнуть и его ног коснулась веревочка, выходит из игры.
Педагог:
Коляда. Коляда
Открывает все дома,
Все окошки, сундучки,
Дает конфеты и пирожки.
Чтобы было благо нам,
Скажем спасибо небесам,
Бог здоровья всем нам даст,
Ведь на это он горазд.
Наш праздник заканчивается, но счастливый год продолжается. Пусть в ваших сердцах Рождество зажжет искорку радости и счастья, доброты и любви друг к другу. А теперь мы изготовим подарки для ваших мам и пап.
Изготовление ангела
Цель: расширение знаний и умений детей в работе с бумагой.
Мы будем делать ангела. Для этого нам понадобятся 2 бумажных прямоугольника и 1 бумажный полукруг. Нитка для петельки и глазки. Клей.
Для изготовления основной части понадобятся 2 бумажных прямоугольника 15х20 см. Создать из листов две гармошки, с шириной складки не менее 1 см. Согнуть гармошки, сгиб должен располагаться в районе одной трети длины сложенной бумаги. Для создания головы, приготовить половинку круга. Сложить ее гармошкой, согнуть пополам и склеить внутренние стороны между собой. Склеить все части ангела между собой. К голове приклеить петельку, а с противоположной стороны – глазки. 20 мин
4. Рефлексия, подведение итогов деятельности Ребята, посмотрите, какие замечательные ангелы у нас с вами получились.
- С каким праздником мы сегодня познакомились?
- Что вы запомнили, про празднование Рождества?
- Для кого мы делали поделки?
- Что вам показалось наиболее сложным в этой работе? 1-2 мин