Лилия Храмцова
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей с ТНР «Сказочный пир»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей с ТНР по теме :
«Сказочный пир»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цели: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Публикация «Конспект коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей с ТНР „Сказочный пир“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Развитие у детей всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи – диалогической и монологических форм в различных формах и видах детской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие продуктивной деятельности, развитие исследовательской деятельности.
Образовательная область «Художественное творчество».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания».
2. Развитие умения детей давать полное словесное описание того, что они видят на схеме.
3. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, образование существительных с уменьшительными суффиксами, использование предлогов в предложении.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развитие фонематический слуха.
2. Развитие диалогическую и монологическую речь детей.
3. Развивать мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать, обобщать.
4. Развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук.
5. Способствовать развитию умения аргументировать свои ответы (свой выбор).
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом.
2. Воспитание инициативности, формирование навыков сотрудничества.
Предварительная работа: чтение сказок Братьев Гримм «Горшочек вари», русской-народной сказки «Гуси-лебеди», сказки Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева».
Оборудование: проектор, ноутбук, фрукты и овощи из полимерной глины, набор детской посуды, мнемо-таблицы, чек-листы, песочный стол, декоративные яблочки, сухие ветки, ведерко, воздушный пластилин, дощечки для лепки, контейнеры с гречкой, горохом, овсянкой, пшеном, пшеничной и кукурузной крупой,магнитные червячки, глиняные горшочки, ложки, кисель разной консистенции (жидкий, полугустой, желе, ледяные шары, креманки, кисточки, краски, стол, скатерть, поднос, плюшки.
Ход занятия
I Этап организационный. Создание положительного настроя на занятие.
Логопед: ребята вы любите сказки?
Дети: да, любим!
Логопед: Что кроме невероятных приключений и волшебства присутствует практически во всех сказках?
Дети: варианты детей.
Логопед: То, без чего не могут жить даже сказочные герои – еда!
Причем в сказках она самая, что ни на есть, настоящая: каша из горшочка, пирожки из печки. В сказках едят все – от королей до злого волка. А какие сказочные пиршества на королевских свадьбах!
Дети, вы хотите научиться готовить сказочные блюда и устроить волшебный пир?
Дети: хотим.
Логопед: отправляемся в гастрономический тур по сказкам.
II Этап мобилизирующий. Эмоциональное включения.
Звучит сказочная музыка.
1 слайд «Борщ для гномов»
Изображение сказочных гномов.
Логопед: первое блюдо, которое нам предстоит приготовить – это борщ для гномов.
Кто такие гномы?
Ребенок: Гномы –это маленькие сказочные человечки.
Логопед: гномы приготовили вам подсказки, чек-листы со списком ингредиентов для вкусного борща и рецепт его приготовления.
(дети получают чек-листы и мнемо-таблицу с описанием плана приготовления борща).
Свои овощи гномы выращивают на сказочных грядках и овощи у них очень маленькие.
Дети подходят к грядке и видят овощи из полимерной глины.
Логопед: прежде чем отправить нужный овощ в ящик, нужно назвать его уменьшительно-ласкательно.
Игра: «Назови ласково»
-У нас на грядке растет картошка, а у гномиков маленькая картошечка.
-У нас на грядке растет лук, а у гномиков маленький лучок
-У нас на грядке растет капуста, а у гномиков маленькая капусточка.
-У нас на грядке растет свекла, а у гномов маленькая свеколка.
-У нас на грядке растет помидор, а у гномов маленький помидорчик.
-У нас на грядке растет морковь, а у гномов маленькая морковочка.
Далее дети проходят к столу, на котором стоит плита с кастрюлей.
Логопед: используя ваши схемы-подсказки рецепта, давайте приступим к приготовлению борща.
Дети используя мнемо -таблицы составляют предложения и выполняют действие по ним.
Ребенок 1: Ставим кастрюлю на плиту и кипятим воду.
Ребенок 2: Почистить лук, морковь, картофель, свеклу.
Ребенок 3: Нарезать овощи, нашинковать капусту и сложить их в кастрюлю.
Ребенок 4: Выжать томатный сок из помидор и добавить в кастрюлю.
Ребенок 5 : Посолить борщ, варить на медленном огне.
Ребенок 6: Добавить зелень, сметану по желанию.
Логопед: Какой ароматный борщ получился! Ставим кастрюлю на наш сказочный стол!
Дети ставят первое блюдо борщ на накрытый скатертью стол.
III. Актуализация знаний.
2 слайд «Горшочек вари!»
Логопед: отправляемся дальше, посмотрите на следующий слайд. Знакомы вам эти герои?
Ребенок: Это девочка и ее мама из сказки Братьев Гримм «Горшочек вари».
Логопед: кто помнит сюжет этой сказки?
Ребенок : девочка получила от старушки волшебный горшочек, которому стоило сказать «Раз, два, три горшочек вари!» начинал варить вкусную, сладкую кашу.
Логопед: а вам ребята предстоит проверить что за крупы у нас есть и что за каши из них можно приготовить.
Дети подходят к контейнерам с различными крупами.
Логопед: ой ну что же это такое? Кажется в крупах кто-то посторонний?
Нужно с помощью лупы внимательно просмотреть все крупы и если найдете червячков-вредителей, достаньте их с помощью вот этой палочки.
Дети с помощью лупы с подсветкой рассматривают контейнер с крупами и с помощью магнитной палочки избавляются от червячков.
Затем дети пересыпают крупы каждый в свой горшочек и проговаривают какая каша у них из крупы получилась.
Ребё нок 1: У меня в горшочке варится каша из гречки, получится вкусная гречневая каша.
Ребенок 2: У меня в горшочке варится каша из овсянки, получится вкусная овсяная каша.
Ребенок 3. : У меня в горшочке варится каша из пшеницы, получится вкусная пшеничная каша.
Ребенок 4. : У меня в горшочке варится каша из гороха, получится вкусная гороховая каша.
Ребенок 5. : У меня в горшочке варится каша из пшена, получится вкусная пшённая каша.
Ребенок 6. : У меня в горшочке варится каша из кукурузы, получится вкусная кукурузная каша.
Логопед: какие полезные каши у вас получились, а какие слова нужно сказать, чтобы горшочек перестал варить кашу?
Дети: «Раз, два, три, больше не вари!»
Логопед: пора и этому блюду занять свое место на сказочном столе.
Дети ставят горшочки с кашами на стол.
IV. Основная часть. Творческое задание, самостоятельная работа.
Разрешение игровой ситуации – как самостоятельное открытие знаний детьми, подведение к цели занятия, с обязательной постановкой проблемы.
3 слайд «Гуси-лебеди»
Логопед: а это блюдо из сказки наверное любите вы все. Логопед обращает внимание детей на слайд с изображением тарелки с пирожками.
Что это за кулинарное изделие и в какой сказке оно встречается?
Дети: Пирожки. Пирожки есть в сказке «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Красная шапочка».
Логопед: Во многих сказках встречается это блюдо. Без пирожков вообще можно дорогу не найти, пока их с пылу с жару из русской печки не отведаешь! А начинка в пирожках может быть самая разная. Вы уже догадались с какой начинкой будут наши пирожки?
Дети: Пирожки будут с яблочной начинкой.
Логопед: Сейчас мы отправимся к волшебной яблоне, сорвать яблоко можно только выполнив задание.
Дети подходят к световому столу, на котором выложена яблоня из веток с яблочками на ней.
Логопед: Лида, сорви яблочки, цвет которых начинается со звука «к».
Лида срывает яблоки красного цвета, объясняет свой выбор.
Логопед: Сева, сорви яблоки, которые висят справа от центра кроны.
Логопед: Леша, сорви яблоки, которые не зеленого и не красного цвета.
Леша срывает яблоки желтого цвета.
Логопед: Даня, сорви яблоки которые висят слева вверху.
Логопед: Алиса, сорви яблочки которые начинаются со звука «ж».
Логопед: Наташа, проговори слоговые ряды и сорви оставшиеся яблоки.
«ша –ша -ша – наша яблоня хороша»
Логопед: Теперь я приглашаю вас за стол для лепки пирожков.
В каждой сказке пирожки разные у одних героев они «как пух» легкие, воздушные, тающие во рту, а у других почему-то деревянные, жесткие, хоть гвозди заколачивай! А рецепты-то одни, да и продукты одинаковые. В чем дело? Видимо тут не обходится без волшебства!
Просто печь их нужно в хорошем настроении и с добром в душе, а иначе никак – не выйдут!
А у вас ребята сейчас какое настроение?
Дети отвечают
Логопед: Тогда смело можно приступать к лепке.
Дети лепят пирожки с «волшебными яблочками» из воздушного пластилина и ставят тарелочку с пирожками на сказочный стол.
4 слайд «Кисельные берега»
Логопед: Было в сказке «Гуси – лебеди» еще одно русское блюдо, которое помогло героям спрятаться от погони.
Логопед обращает внимание на следующий слайд на котором изображены молочные реки и кисельные берега.
Кисель – традиционный русский напиток, точнее сказать блюдо. Бывает он трех консистенций (состояний, а вот каких вам нужно отгадать и назвать.
Детям предлагается рассмотреть и назвать какой кисель они видят в стаканчиках.
Логопед: Густой кисель – это те самые кисельные берега, остужается он в форме и напоминает желе.
Полугустой – сытное блюдо больше похожее на суп, подается теплым.
Жидкий – напиток или подлива.
Я предлагаю вам разлить, положить кисель в посуду.
Ребенок 1: Я наливаю жидкий кисель из бутылки в чашку.
Ребенок 2: Я густой кисель положу ложкой на тарелку.
Ребенок 3: Я наливаю полугустой кисель поварешкой в глубокую тарелку.
Ребенок 4: Я перелью жидкий кисель из чашки в стакан.
Ребенок 5: Я выложу густой кисель из формы в блюдце.
Ребенок 6: Я налью полугустой кисель из кувшина в чашку.
5 слайд «Мороженое для Снежной королевы»
Логопед: Вот и наступило время для сладкого десерта. Посмотрите кто изображен?
Дети: Снежная Королева из сказки Ганса Христиана Андерсена.
Логопед: как вы думаете какое любимое лакомство Снежной Королевы?
Дети: Мороженое!
Логопед: а вот и заготовки для мороженого, предлагаю вам раскрасить шарики мороженого и придумать название для него.
Дети раскрашивают ледяные шары красками и называют какое мороженое у них получилось.
Ребенок 1. : Я приготовил шоколадное мороженое для Снежной Королевы.
Ребенок 2. : Я приготовил клубничное мороженое для Снежной Королевы.
Ребенок 3. : Я приготовил банановое мороженое для Снежной Королевы.
Ребенок 4: Я приготовила вишневое мороженое для Снежной Королевы.
Ребенок 5. : Я приготовила черничное мороженое для Снежной Королевы.
Ребенок 6. : Я приготовила апельсиновое мороженое для Снежной Королевы.
Дети ставят креманки с мороженым на стол.
Логопед: Ребята посмотрите какой прекрасный стол мы накрыли из сказочных блюд!
V. Этап рефлексии, обобщение полученных знаний.
Дети фиксируют в речи:
-Что нового ты узнал на сегодняшнем занятии?
-С какими сказочными блюдами мы познакомились и приготовили?
Дети фиксируют в эмоциях:
- Какое задание вам понравилось больше всего на занятии? Почему? Что было интересно?
- Посмотрите на медали. Я бы хотела вручить их каждому из вас. Тебе, Женя, за самую старательную девочку и т. д.
Логопед: Вы так постарались сегодня! И у меня есть сюрприз для вас от сказочных героев Фрекин Бок и Карлсона, они передали вам свое самое любимое блюдо. Как вы думаете, что у меня на подносе?
Дети: плюшки!
Логопед открывает поднос и угощает детей плюшками.