Анастасия Саутина
Конспект консультации-практикума «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум
Цель: Ознакомить родителей с методом наглядного моделирования по формированию у детей связной речи.
Предварительная работа:
1) Анкетирование родителей
2) Анализ результатов анкетирования
3) Формирование содержания консультации-практикума
4) Оформление :
• мультимедийного сопровождения
• памятки для родителей
• приглашений на родительское собрание
Оборудование:
• набор картинок для слайдов,
• образцы схем для наглядного моделирования,
• фломастеры,
• листы бумаги,
• мольберт.
Публикация «Конспект консультации-практикума „Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Повестка родительского собрания:
1) Выполнение решения предыдущего родительского собрания
(сообщение председателя родительского комитета группы О. А. Новиковой – 10 мин.)
2) Ознакомление со справкой по итогам контроля родителей «Соответствие развивающей среды требованиям основной общеобразовательной программы, раздела «Коммуникация», в части формирования связной речи детей».
(председатель комиссии по контролю Т. Ю. Иванова – 15 мин.)
3) Консультация-практикум
Ознакомление родителей с методом наглядного моделирования по формированию у детей связной речи.
(учитель-логопед Е. М. Пермякова – 20 мин.)
4) Организационные вопросы
(председатель родительского комитета О. А. Новикова – 15 мин.)
Ход собрания
Родители приглашаются в музыкальный зал, в зале звучит спокойная музыка.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада встрече с вами.
Чтобы у нас было хорошее настроение, мы сейчас встанем в круг и скажем друг другу комплименты.
Игра на сближение «Комплимент».
Оценка родителей (какие замечательные комплименты вы сказали, на ваших лицах появились улыбки). А сейчас я прошу вас занять свои места.
Уважаемые родители, вами на родительском собрании были рассмотрены следующие вопросы:
- 1) «Выполнение решения предыдущего родительского собрания» слушали председателя родительского комитета О. А. Новикову. Решили: решение предыдущего родительского собрания считать выполненным;
- 2) «Итоги контроля родителей подготовительной к школе группе «Соответствие развивающей среды требованиям основной общеобразовательной программы, раздела «Коммуникация», в части формирования связной речи детей» слушали председателя комиссии по контролю Т. Ю. Иванову, она ознакомила нас со справой по итогам контроля
Решили: развивающая среда в группе соответствует требованиям основной общеобразовательной программы;
- 3) а сейчас, следующая часть собрания – консультация-практикум, на которой мы рассмотрим педагогическую проблему - «формирование связной речи у детей».
Решение этой проблемы вызывает у родителей наибольший интерес, это мы выявили по результатам их анкетирования.
Всем известно, что семья для ребенка – это одновременно и среда его обитания, и воспитания. Речь родителей и окружающих людей имеет первостепенное значение для формирования у ребенка произносительной, лексической и грамматической стороны речи.
Подробнее
aliexpress.ru
Перейти
favicon
Сейчас ваши дети находятся в предошкольном периоде жизни, и вы волнуетесь за их успешность в школе.
Подготовленность ребёнка к школе определяется по многим критериям, но один из самых важных их умение общаться со сверстниками. Очень важно, чтобы у ребенка была сформирована правильная речь.
Перед консультацией, для наиболее плодотворного сотрудничества с вами, «по проблеме формирования связной речи детей», я осуществила среди родителей анкетирование.
Результаты показали, что вы осознаете актуальность педагогической проблемы и хотите помочь детям, но не обладаете при этом достаточными знаниями и умениями.
Но меня очень порадовало, что вы выразили желание практически освоить приемы работы с детьми по решению данной проблемы.
Проанализировав свой опыт работы и осуществив мониторинг речи детей, я пришла к выводу, что самый эффективный путь решения педагогической проблемы - применение метода наглядного моделирования.
В результате его использования у детей :
• заметно расширяется словарный запас,
• дети стали гораздо меньше допускать ошибок при согласовании слов в предложении,
• при составлении рассказов они используют в речи полные предложения.
Практическая часть
А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам на практике научиться применять метод наглядного моделирования.
Игра №1
«Посади птичку на свое место»
Составить предложения, опираясь на карточку-символ.
Сейчас вас прошу составить эти предложения.
Уважаемые родители, сейчас мы посмотрим видеоролик (на экране проецируется видеоролик работы детей, где увидим с вами применение детьми данного приема моделирования.
Перед просмотром я еще раз хочу обратить ваше внимание на следующее: общая наша цель работы с ребенком – формирование правильной речи. Для этого необходимо самим следить за своей речью и постоянно исправлять дефекты речи, для развития у ребенка самоконтроля.
Мы с вами видим, что ребенок учится:
• самостоятельности,
• зрительно воспринимать план своих действий,
• совершенствуется память, внимание, мышление.
Моделирование облегчает детям запоминание, развивает речемыслительную деятельность, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Игра №2
Следующий этап нашей работы
«Составление рассказа по опорным картинкам»
Маша проснулась рано утром и пробралась в гостиную. Посередине комнаты стояла нарядная елка. Под ней прятались рождественские подарки. Вдруг большая корзина покачнулась и упала на бок. Из нее выкатился маленький смешной щенок. «Вот так чудеса, - подумала Маша, - я мечтала именно о таком!»
А как же быть, если не для каждого текста всегда можно найти серию картин? Что вы можете предпринять в таком случае?
А я вот нашла такой способ. Сейчас мы с вами будем зашифровывать этот текст, используя лист бумаги и фломастер. Давайте попробуем нарисовать картинки: вы не художники и необязательно ими быть. Мы будем рисовать символами и знаками.
И снова посмотрим видео, как дети работаю со схемой и составляют пересказ. (на экране проецируется видеоролик работы детей)
Игра №3 (на экране проецируется картина, например, зимний пейзаж)
«К нам пришел волшебник: я могу только видеть»
Цель: учить видеть на картине предметы и передавать увиденное в законченном рассказе.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, составить связный рассказ на тему «Я вижу только предметы на этой картине».
«К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цель: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»
Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
Например:
«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Сейчас обратимся к видео и посмотрим, как дети используют в своей речи анализаторы и составляют рассказ. (на экране проецируется видеоролик работы детей)
Игра №3
«Живые слова»
Ход игры: Кто хочет быть живым словом? (представим, что мы с вами дети, выбираются дети по желанию)
Теперь вы необычные дети, а дети-слова. Ты, Маша, - слово ДЕРЕВЬЯ. Какое ты слово? Скажи громко. Каким словом стала Маша?
Таня – словом покрыты. А Света – словом снег. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам» и всей группе)
Наши слова стоят по порядку. Маша скажет слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней слово скажет Света. А все будут слушать. Начали.
Про что сказали эти слова? (про деревья)
Что они сказали про деревья? (деревья покрыты снегом)
Какое слово первое? Потом какое? А потом? (дети отвечают)
Теперь я хлопну в ладоши и слова, и «слова» пойдут и встанут в любое место группы, а когда я позову «слова, ко мне!» - снова станут по порядку.
Как вы заметили, что этот прием моделирования не требует специального оборудования, он является простым и можно его использовать, когда возвращаетесь с ребенком домой.
Игра №4
«Выдели звук»
Послушайте внимательно маленькое стихотворение:
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок – то умница.
Какой звук чаще всего встречался в стихотворении? (Ц) назовите слова, в которых есть этот звук. (ответы). Послушайте слово ку-ри-ца. Сколько слогов в этом слове? А в слове ум-ни-ца?
Послушайте скороговорку:
Цыпленок с курицей пьет чай на улице.
Скажем ее медленно, а теперь быстрее.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Произнесем ее медленно, а теперь быстрее и очень быстро.
И так, мы с вами ознакомились с использованием следующих приемов наглядного моделирования: пиктограммы, картинки-символы.
Данные приемы вы можете использовать их в домашних условиях для формирования у вашего ребенка связной речи.
Вы убедились, что не так сложно обучить ребенка рассказу и пересказу. Важно, на сколько вы будете заинтересованы в развитии своего ребенка.
Я надеюсь, что консультация была для вас полезной и поможет вам формированию у детей правильной речи.
Я подготовила для вас папку, в которую вложила рекомендации, игры, по составлению рассказов. Надеюсь, что эти материалы пригодятся вам.
4) Родительским собранием принято следующее решение:
По данному вопросу решили:
1) одобрить работу учителя-логопеда по применению метода наглядного моделирования для формирования связной речи у детей;
2) рекомендовать родителям использовать метод наглядного моделирования для развития связной речи
Что для вас было интересно?
Какой прием вы будете использовать дома с ребенком?
5) Организационные вопросы