Мамбетова Жибек Крыхбаевна
Конспект консультации для родителей «Развитие речи наших детей» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект консультации для родителей.
Тема: «Развитие речи наших детей»
Публикация «Конспект консультации для родителей „Развитие речи наших детей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в
современных условиях.
Вступление. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня
видеть. Сегодня мы с Вами поговорим о проблеме «развитие речи наших
детей»
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме
развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете,
поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со
школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает
внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает,
как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько
богата, разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети
усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие
родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс
развития речи на самотек. На этапе завершения дошкольного образования
целевые ориентиры «Федерального Государственного Образовательного
Стандарта» дошкольного образования требуют от нас, чтобы ребёнок
достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и
желания, мог использовать речь для выражения своих мыслей чувств и
желаний, построить речевое высказывание в ситуации общения. Вспомните
то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы
переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет
активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас,
часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно,
логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Родители отвечают «да»
Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и нас она тоже
беспокоит по результатам мониторинга, который был проведён в нашей
группе ситуация не очень хорошая. 46%-дети с низким уровнем развития,
44% со средним, и только 10% с высоким
(Предоставить родителям результаты их детей.)
С критериями вы можете ознакомиться:
1. Ребёнок называет жанры детской литературы, имеет предпочтение в
жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно
продекламировать небольшой текст.
2. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по
сюжетной картине.
3. Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их
последовательность.
4. При необходимости обосновывает свой выбор, употребляет
обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Основная часть:
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту
поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и
вывешивает на доске) :
Речь должна быть.
• Грамотной
• Понятной
• Выразительной
• Осмысленной
• Богатой
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Проблемы наших детей
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе
родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими
игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж
дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается,
что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество
проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед
школой:
Односложная речь
Состоящая из одних простых предложений речь
бедная речь
Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты»
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это
результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
Грамотные вопросы
Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Составление рассказов
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести
просто необходимо)
Не могут логически объяснять
Речь не выразительна
Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с
выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в
быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция
Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их
вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие : мы стремимся и хотим, чтобы
речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас (зачитываю
слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с
информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с
возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи
(копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома. Что мы
интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в
норме?
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
• Составлению творческих рассказов
• Составлению рассказов по картине, по серии картин
• Пересказам
А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем). Рассказ и схема о
скворце.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию
выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс
чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки,
чистоговорки.
4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит
детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при
этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания
быстрее.
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
«Найди фишке место»
«Поймай звук»
«Кого позовут в гости»
2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Собери пять»
«Кто как голос подаёт»
Эстафета»
«Наоборот»
«Скажи по-другому»
«Подбери слово»
3. Игры для развития грамматического строя речи
«Дополни предложение»
«Размытое письмо»
«Живые слова»
4. Игры для развития связной речи
«Сплетем венок из предложений»
«Где начало рассказа?»
«Чего на свете не бывает»
«Найди картинке место»
«Как ты узнал?»
«А я бы…»
Все эти игры вы можете найти в нашей копилке - картотеке игр. Мы можем с
вами и детьми поиграть в эти игры.
Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте
внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в
первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её
правильностью
2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы
заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если
ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли
какие проблемы возникнут
4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии
речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните,
что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и
обязательно обсуждайте прочитанное
5. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Что бы мы без тебя делали!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!
• Я помогу тебе.
• Я радуюсь твоим успехам
• Расскажи мне, что с тобой
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей,
помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!