Алла Кузнецова
Конспект консультации для педагогов ДОУ «Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Игровая деятельность в младшем дошкольном возра
сте»[/h3]
Дошкольное детство – короткий, но важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, воля, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.
Публикация «Конспект консультации для педагогов ДОУ „Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых занятий в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого деятельность – работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он
будет и в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит,
прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко.
Игра – отражение жизни. В младшем возрасте здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не доктор, но чувствует ответственность за здоровье своих «пациентов».
Основные цели и задачи:
- развитие у детей интереса к различным видам игр;
- формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Функции игры.
1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка).
2 Коммуникативная.
3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры).
4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
5 Социализация (включение в систему общественных отношений).
Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности у детей;
- Формируют эмоционально – чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие игры:
- Познавательные, воспитательные, развивающие.
- Обучающие, обобщающие, тренировочные.
- Продуктивные, творческие.
- Коммуникативные, диагностические, и др.
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во много определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.
Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а также устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общения между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор тем, развития сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Темой игры – является то явление жизни, которое будет изображаться: семья, праздники, магазин, парикмахерская, детский сад. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Развивающие игры
Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Конструкторские игры
Эти игры развивают личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал основанный на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя.
В процессе игры у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. Эти игры позволяют развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, умение мыслить легко и свободно.
Подвижные игры
В этих играх дети сосредоточивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают преодолеть рассеянность и быструю отвлекаемость. Дети накапливают двигательный опыт и постепенно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений. Коллективная подвижная игра ставит ребенка в такое положение, когда ум начинает работать живо и энергично, действия становятся точными, движения четкими.
Сюжетно-ролевая игра
Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т. д.
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Театрализованная игра
Способствует развитию речи - обогащает образными сравнениями, литературными оборотами, делает более эмоциональной и выразительной.
Советы
для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще;
приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения;
поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками;
обратите особое внимание на неиграющих детей;
дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику;
в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку;
воспитатели должны радоваться шумной активности детей
Играйте с детьми! Играйте искренне!
Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их воспитатели не всегда были взрослыми. И мы становимся ближе к друг другу.