Елизавета Обласова
Конспект концерта-беседы по детскому альбому П. И. Чайковского в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Прививать интерес и любовь детей к классической музыке, закрепить знания о русском композиторе П. И. Чайковском.
Программные задачи:
• Образовательная: формировать у детей умение воспринимать и эмоционально откликаться на музыку разного характера, жанра, настроения;
• Развивающая: развивать у детей образное мышление, слух, память;
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к музыке и творчеству П. И. Чайковского.
Оборудование: оборудование для использования презентации,
Публикация «Конспект концерта-беседы по детскому альбому П, И, Чайковского в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я так рада видеть вас всех сегодня. Ребята, помните, что мы с вами слушали на последнем занятии? ( ответы детей: музыку)
А что за музыку, вы помните, кто ее написал? (П. И. Чайковский, детский альбом)
Воспитатель: Верно! Ребята, я бы хотела вам сегодня рассказать немного о П. И. Чайковском, который является автором детского альбома, посмотрите на слайд.
1 слайд – портрет П. И. Чайковского :
Воспитатель: П. И. Чайковский родился давно, много-много лет назад. В этом году ему исполнилось бы 175 лет. И когда он был маленький, как вы, его звали просто Петей. Он был очень добрым и веселым мальчиком, старался никогда никого не обижать и поэтому его все любили. В доме у родителей Пети стоял большой рояль, и он часто садился за него, наигрывал разные мелодии, сам не зная, откуда они берутся. Показывая на голову, он говорил: «Музыка звучит у меня здесь и не дает мне покоя». Когда Петя вырос, он стал известным композитором и прославился на весь мир.
Воспитатель: И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, в музыкальную страну «Детский альбом». Вы согласны? Тогда давайте закроем глазки, сейчас будет играть волшебная музыка, благодаря которой мы очутимся в стране «Детский альбом» (играет музыка и дети открывают глаза. В это время воспитатель переключает слайд на которой изображена красивая поляна)
Воспитатель: Вот мы и попали в эту замечательную страну, посмотрите, как здесь красиво! (Воспитатель указывает на слайд. Потом воспитатель включает тихо музыку «Марш деревянных солдатиков»)
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, кто это к нам идет? ( ответы детей: деревянные солдатики) Верно! (на слайде появляется слайд с деревянными солдатиками)
2 слайд – картинка деревянных солдатиков
Воспитатель: Ребята, как она называется? ( ответы детей: «Марш деревянных солдатиков» Правильно! У П. И. Чайковского был племянник – шестилетний Володя. У него были деревянные солдатики, с которыми он очень любил играть. Красивые, бравые. Они умели четко ходить, выстукивая своими деревянными ножками, как барабанными палочками: «Раз-два, раз-два!».
Воспитатель: Вам понравилась пьеса? ( ответы детей: да) Скажите пожалуйста, а как вы думаете, какая музыка: веселая или грустная? (веселая) Какая она еще? ( ответы детей: громкая, бодрая) А на каком музыкальном инструменте ее исполняет П. И. Чайковский? ( ответы детей: пианино) Верно!
Воспитатель: Ребята, в этой стране живет одна кукла… С ней что-то случилось. Послушайте пьесу попробуйте угадать, что с ней, а также скажите название ее (Воспитатель включает музыку «Болезнь куклы»)
3 слайд – картинка куклы
Воспитатель: Вы поняли, что это за пьеса и как она называется? ( ответы детей: «Болезнь куклы») Правильно, вы отгадали! На каком музыкальном инструменте ее исполняет П. И. Чайковский? ( ответы детей: пианино) Верно!
Воспитатель: Скажите, что случилось с куклой? ( ответы детей: она заболела)
Воспитатель: Да, в музыке можно услышать, как девочка куклы плачет и она расстроена. Наверняка, у каждого из вас есть любимая игрушка, представьте, что она заболела, что вы будете чувствовать? ( ответы детей: грусть, печаль, хочется поплакать)
Воспитатель: Пьеса действительно очень печальная. Мелодия медленная, тягучая, в музыке слышны даже слезы девочки, у которой заболела кукла. Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. Представьте, что вы чувствуете, когда получаете в подарок новую игрушку? ( ответы детей: радость, счастье и т. д.). Конечно, вы очень радуетесь. И девочка, которой подарили новую куклу, тоже очень рада, она готова играть с ней с утра до вечера. Теперь давайте с вами послушаем, как же теперь звучит музыка в пьесе, когда девочке подарили новую куклу.
4 слайд - Иллюстрация Веры Павловой к пьесе «Новая кукла», («Детский альбом», издательство Вита Нова, 2010 г.)
Воспитатель: Ребята, а теперь музыка какая? ( ответы детей: радостная, веселая, под нее хочется танцевать) Молодцы! Все верно! А на каком музыкальном инструменте ее исполняет П. И. Чайковский? ( ответы детей: пианино) Верно! Вам она понравилась? ( ответы детей: да) Мне тоже. Давайте перейдем к следующей пьесе.
5 слайд – мама в окружении детей (иллюстрация В. Павловой)
Воспитатель: Мама - самое первое и самое дорогое слово для каждого человека на земле. Дети, какие слова мы можем сказать, описывая маму. Мама, она какая? ( ответы детей: ласковая, добрая и т. д.). Да, мама ласковая, добрая, нежная, красивая. Послушайте, какие добрые и нежные стихи поэт Виктор Лунин сочинил о маме.
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.
Я так люблю тебя,
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.
Я так тебя люблю!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.
Добрее нет тебя,
Любимей нет тебя
Никого,
Нигде,
Мама моя,
Мама моя,
Мама моя!
Воспитатель: Как вы уже поняли – следующая наша пьеса будет о маме. Она так и называется «Мама» (включаю пьесу «Мама»)
Воспитатель: Вам понравилась пьеса? ( ответы детей: да) Ребята, скажите, музыка какая? ( ответы детей: веселая, не быстрая, спокойная, нежная, добрая) А на каком музыкальном инструменте ее исполняет П. И. Чайковский? ( ответы детей: пианино) Верно! Вы все правильно говорите. Она напоминает вам о ваших мамах? Вы любите своих мам? Ребята, никого дороже мамы у вас нет. Берегите ее. Сейчас мы прослушаем еще одну пьесу.
Воспитатель: Наверняка у кого-нибудь из вас есть няни? Или они, возможно, были?
Перед сном вам рассказывали сказки? ( ответы детей: да) Все из вас любят слушать сказки? В сказках есть и добрые и злые герои, в сказках нужно преодолевать какие-то препятствия, выполнять разные необыкновенные задания, можно оказаться в таинственном волшебном лесу или летать на крылатом коне. В сказках может быть все что угодно. Послушайте внимательно, сейчас я вам расскажу отрывок из одной из сказок.
6 слайд – Иллюстрация к стихотворению «У лукоморья дуб зеленый»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Воспитатель: Вы знаете это стихотворение? Молодцы! А теперь послушайте пьесу и скажите, как она называется. (Включаю пьесу «Нянина сказка»)
Воспитатель: Как же называется пьеса? ( ответы детей: «Нянина сказка») Какая музыка, веселая или очень-очень грустная? ( ответы детей: веселая, игривая, добрая, легкая) Правильно! А на каком музыкальном инструменте ее исполняет П. И. Чайковский? ( ответы детей: пианино) Верно!
Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие в страну «Детский альбом». Нам пора возвращаться в садик. Закройте глазки, сейчас будет снова играть волшебная музыка, благодаря которой мы очутимся уже в садике (играет музыка и дети открывают глаза)
7 слайд – картинка детского сада
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш садик! Ребята, вам понравилось путешествие? Скажите, где мы сегодня побывали и что узнали? (В стране детского альбома узнали о П. И. Чайковском) А какие его пьесы мы сегодня слушали? ( ответы детей: марш деревянных солдатиков, болезнь куклы, новая кукла, мама, нянина сказка)