Роганова Светлана Аркадьевна
Конспект музыкальной гостиной в старшей группе «Танцы кукол» по альбому композитора Д. Д. Шостаковича
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование потребности слушания классической музыки.
Задачи:
Образовательные.
1. Расширить знания детей о творчестве композитора Шостаковича Д. Д.
2. Побуждать различать эмоционально-образное содержание произведений, их характер, настроение.
Развивающие.
1. Развивать навык осознанного восприятия музыки, навык словесной характеристики пьесы.
2. Передавать в движениях различный характер музыки.
3. Совершенствовать исполнение пьесы в оркестре.
Публикация «Конспект музыкальной гостиной в старшей группе „Танцы кукол“ по альбому композитора Д, Д, Шостаковича» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Шостакович Д.Д. Композитор для детей
- Темочки
Воспитательные.
1. Воспитывать культуру слушания, интерес к музыке Д. Д. Шостаковича.
1. Портрет композитора.
2. Мультимедийное оборудование.
3. Аудиозаписи.
4. Костюмы персонажей.
5. Музыкальные инструменты (детские).
Ход занятия:
/Занятие начинается в группе/
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, сегодня утром нам в группу пришло письмо, но оно не простое, а звуковое. Хотите его послушать?
ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО: Дорогие ребята! Я приглашаю вас посетить музыкальную гостиную нашего садика. Будет очень интересно и увлекательно. А ещё будут трудности, к ним вам надо приготовиться. И поэтому возьмите с собой всю вашу выдумку и фантазию, весь запас знаний о музыке и ещё любознательность в придачу. До скорого свидания! Ваша Светлана Аркадьевна.
/Воспитатель приглашает детей в муз. гостиную/
ВОСПИТАТЕЛЬ: Светлана Аркадьевна, мы получили ваше звуковое письмо, взяли с собой всё, что вы просили и вот мы здесь.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Ну что же, я рада, что вы готовы к новой встрече с музыкой.
/Дети садятся/
/Муз. рук. Читает стихотворение «Тихо, тихо сядем рядом…»/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Дети, сегодня я вас пригласила в музыкальную гостиную одного из самых известных композиторов современности – Д. Д. Шостаковича. Вы уже немного знакомы с его творчеством. Мы с вами слушали веселый задорный марш /исполняется небольшой фрагмент/. Совсем недавно ещё одну пьесу /исполняет фрагмент/. Вспомните, как она называется?
/Ответы детей/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Правильно – это «Шарманка». Ну а сегодня мы будем слушать новое музыкальное произведение этого композитора и попробуем определить жанр.
/Звучит «Лирический вальс»/
/Ответы детей/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Да, это танец. А как называется этот танец? Ты как думаешь Серёжа? А ты Люба?.
/Ответы детей/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Да, это вальс. И композитор назвал свой вальс очень поэтично «Лирический вальс». А теперь подумаем, какие чувства, какое настроение выражено в этой музыке, каков её характер?
/Ответы детей/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Да, этот вальс звучит нежно и взволнованно, этот вальс стремительный и полетный, волшебный, так и хочется под него покружиться. А сейчас давайте получше вслушаемся в мелодию вальса и попробуем движениями руки передать характер музыки. Обратите внимание на середину пьесы – здесь музыка звучит более радостно и празднично, а крайние части более плавно, спокойно и нежно.
Звучит «Лирический вальс» /дети дирижируют/
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами слушали и дирижировали «Лирический вальс» и ещё глубже почувствовали всю силу и красоту той музыки.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : А сейчас я хочу рассказать вам историю. Есть на реке Неве прекрасный и величественный город Санкт-Петербург. Вот в этом городе в образованной музыкальной семье родился мальчик Дима, Дима Шостакович.
Отец будущего композитора очень хорошо пел и играл на гитаре, а мама прекрасно, играла на фортепиано / пианино /. В доме Шостаковичей, постоянно звучала музыка. А тут и соседи по квартире оказались музыкантами, они организовали небольшой оркестр, и маленький Дима часами мог просиживать в коридоре, чтобы слушать, как в соседней квартире звучит музыка. «То было едва ли не самым сильным впечатлением моего детства»,- вспоминал позднее композитор.
Первым учителем музыки Димы была его мама. Маленький Дима делал огромные успехи и как только научился играть «по линеечкам», тут же начал сочинять музыку сам.
В консерваторию - это высшая школа для музыкантов, Д. Шостакович был принят в 13 лет, а на приемный экзамен пришёл с целой папкой своих собственных сочинений. В дальнейшем, имя этого человека стало известно во всем мире и зовут его Д. Д. Шостакович.
Его сочинения удивляют, завораживают, так много в них огня, искренности, правдивости.
Известная поэтесса Анна Ахматова посвятила Д. Д. Шостаковичу стихотворение, в котором писала о его музыке так :
В ней что-то чудное горит,
И на глазах ее края гранятся
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Д. Д. Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес. «Детская тетрадь», который он подарил своей дочке Гале в день ее рождения и сборник «Танцы кукол». Вот о сборнике «Танцы кукол» я и хочу сегодня повести речь.
Давайте попробуем представить, что куклы, которые живут в этом сборнике, вдруг ожили и решили устроить целое музыкальное представление - бал маскарад. Они вдруг очутились в большом, красивом зале. Ожившие куклы с удивлением рассматривали друг друга, здоровались, знакомились. Вот зазвучала чудесная музыка - и появилась прекрасная Фея.
/звучит «Вальс», появляется Фея/
ФЕЯ: Здравствуйте, мои- милые друзья!
Из сказки волшебной.
К вам в гости пришла
На бал ваш чудесный
Спешила с утра
Увидеть всех рада
Друзья здесь мои
И гости, конечно, на бал
К нам пришли.
Посмотрите-ка, посмотрите здесь и мои старые друзья - Маленький Принц - и его прекрасная Принцесса. Ах как она хороша, что невозможно не залюбоваться ею, а Принц держится горделиво, с достоинством.
ГАВОТ /в исполнении Принца и Принцессы /
ФЕЯ: Вот и маленькие балеринки. Они услышали звуки своего легкого красивого вальса и стали изящно исполнять свои «па».
«ВАЛЬС - ШУТКА»
ФЕЯ: Вот появился еще один мой старый, знакомый. Да это же шарманщик со своей неразлучной, шарманкой. Он стал крутить ручку своей любимицы и из неё полилась озорная музыка. Другие куклы не смогли удержаться, чтобы не сыграть вместе с шарманщиком такую развесёлую мелодию.
ОРКЕСТР «ШАРМАНКА»
ФЕЯ: Сказочные герои - Буратино и Мальвина держатся вместе. Им тоже не терпится повеселиться и показать всем свой танец.
ТАНЕЦ МАЛЬВИНЫ И БУРАТИНО
ФЕЯ: А вот и озорные клоуны. Они веселят и смешат всех кукол.
И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий, звуки
Песни, пляски, шутки, смех.
ТАНЕЦ КЛОУНОВ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется она звучит здесь и будет долго, долго еще звучать.
Для каждого из нас
Так каждый день с волненьем будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодии,
Ключом скрипичным отомкнем опять.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в кукольную страну, придуманную Д. Д. Шостоковичем. Вам понравилась его музыка? Что вам особенно запомнилось?
/Ответы детей/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : До новых встреч, ребята!